Министерство финансов России обнародовало суммы выплат нефтяным компаниям за сдерживание внутренних цен на топливо (топливный демпфер) — в январе-сентябре 2023 года — они, по данным ведомства, уже превысили 1,1 триллиона рублей. Однако, как отметил в статье издания «Независимая газета» доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков, в отчете не был отражен ряд важных нюансов, которые и привели к внутреннему скачку цен на нефтепродукты.
Узнайте больше в полной версии ➞Так, Минфин сообщил, что в сентябре 2023 года по сравнению с августом выплаты выросли на 60,7 процента, до рекордных 298,7 миллиарда рублей. Однако, по решению Минфина, выплаты по демпферу за сентябрь для нефтяных компаний сократятся практически в два раза. И эта сумма пока что не добавлена в расчеты Минфина и будет отражена только в данных за октябрь.
«Факт состоит в том, что ошибочное решение Минфина (которое уже признало правительство) уполовинить демпферные выплаты в том числе привело к разбалансировке топливного рынка РФ и вызвало скачок внутренних цен на нефтепродукты.
Более того, никакой заслуги ведомства Силуанова в выплате компенсации по демпферу никогда не было и нет. Все выплаты по демпферу идут как часть возврата из выплачиваемого нефтяниками же НДПИ в бюджет страны», — говорит Леонид Крутаков.
Он напоминает, что «нефтянка — единственная сырьевая отрасль России, которая платит, по сути своей, прогрессивный налог». «Ведь уровень НДПИ зависит от экспортной цены на нефть. Возвращаясь к тем же данным, опубликованным Минфином в среду, можно легко посчитать, что в январе-сентябре нефтяники выплатили в бюджет РФ 5,038 трлн рублей налога на НДПИ. Таким образом, в виде демпфера государство вернуло компаниям лишь 22,6% от этой суммы. А если учесть таможенные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов, которые за девять месяцев составили 262 миллиарда рублей, то это соотношение будет еще меньшим», — отмечает эксперт.
Кроме того, НДПИ взимается только с добывающих компаний, а эффект от демпферных выплат для сдерживания внутренних цен получают все сбытовые компании. То есть вертикально-интегрированные компании (ВИНК) за свой счет субсидируют так называемые независимые сети АЗС.
«Но и это еще не все. Объем экспортных поставок у российских ВИНК тоже сильно разнится. Сбытовая инфраструктура «Лукойла» выстроена под экспорт «своего» топлива по системе продуктопроводов. «Сургутнефтегаз» на экспорт отправляет 85% «своего» дизеля. А системообразующая для отрасли «Роснефть», например, весь произведенный бензин «Евро-5» реализует на внутреннем рынке», — продолжает он.
Фактически, подчеркивает Леонид Крутаков, демпфер в одинаковом объеме получают и те компании, которые ориентированные на обеспечение внутреннего рынка, и те, которые стремятся максимизировать свои доходы за счет экспортных поставок.
«Минфин в этом процессе «спасения» госбюджета страны ничем не жертвует, он всего лишь выступает в роли регулировщика потоков «чужих» денег. Необходимо напомнить, что налоговая нагрузка на нефтяную отрасль России составляет беспрецедентные для всего мира 78 процентов. Общий уровень изъятий с учетом роста затрат на транспорт, электроэнергию и ставки банковских кредитов составляет свыше 90 процентов. Только одна компания «Роснефть» за 2022 год заплатила в бюджет РФ свыше четырех триллионов рублей, за последние пять лет — 18 триллионов рублей. Немыслимые цифры для других отраслей экономики», — констатирует эксперт.
По его словам, релевантным показателем является 38-процентное падение выплат по демпферу за январь-сентябрь 2023 года по отношению к аналогичному периоду 2022 года. «В денежном выражении общие выплаты по демпферу за прошлый год составили 2,171 триллиона рублей, а на сегодняшний день выплачено всего 1,138 триллиона рублей. За оставшиеся три месяца этот 50-процентный гандикап вряд ли будет преодолен», — резюмировал он.