Суд Франкфурта-на-Майне принял очередное знаковое решение, которое признает незаконным удержание Генеральной прокуратурой документов и имущества, изъятых в ФРГ в рамках следственных действий в отношении Алишера Усманова, и предписывает вернуть их владельцам.
Узнайте больше в полной версии ➞Осенью 2022 года сотрудники прокуратуры и Федерального ведомства уголовной полиции провели серию резонансных обысков в баварском городе Роттах-Эггерн, на яхте «Дильбар» в Гамбурге, а также в небольшой квартире семьи друга А. Усманова недалеко от Франкфурта-на-Майне. Обыски проводились с привлечением крупных сил полиции, в том числе вооруженного спецназа, и широко освещались в СМИ. В мае 2023 года земельный суд Франкфурта-на-Майне постановил, что четыре ордера на обыск в рамках расследования об отмывании средств, на основании которых действовала прокуратура и полиция, являются
незаконными. Суд пришел к выводу об отсутствии начального подозрения, а доводы прокуратуры ФРГ были названы «смутными подозрениями» и «голословными предположениями».
Впоследствии адвокатами Усманова были поданы заявления о прекращении использования прокуратурой изъятых в ходе обысков документов и имущества, а также их возврате владельцам. 26 октября 2023 года участковым судом Франкфурта-на-Майне данные требования были удовлетворены. Таким образом, было установлено, что удержание изъятого имущества правоохранительными органами ФРГ является незаконным, должно быть прекращено, а соответствующие предметы должны быть возвращены их последним известным владельцам.
Более того, суд подчеркнул, что у Усманова до сих пор существует потребность в правовой защите, поскольку Генеральная прокуратура Франкфурта-на-Майне, несмотря на признание постановлений о производстве обыска незаконными, продолжила удерживать изъятое имущество в своих целях.
Представители защиты Усманова неоднократно называли его преследование безосновательным и политически мотивированным и указывали на многочисленные нарушения закона со стороны правоохранительных органов ФРГ. В частности, продолжение удержания прокуратурой имущества, изъятого во время признанных судом незаконными обысков, очевидно было сознательным, несмотря на правовую однозначность данного судебного решения.
Адвокаты доктор Петер Гаувайлер, министр в правительстве Баварии в отставке, а также председательствующий судья Верховного суда ФРГ в отставке профессор доктор Томас Фишер, специализирующиеся на вопросах уголовного права и уголовного процесса Германии, представляющие интересы посольства Узбекистана в ФРГ, заявили: «Мероприятия следственных органов Германии в отношении Алишера Усманова можно охарактеризовать, как каскад незаконных действий, оскорбляющих понятия справедливости и законности. Преподносимые общественности как впечатляющая демонстрация политической решимости, они ни в коей мере не отвечают принципу соразмерности, который является стандартом правоприменения в правовом государстве. Решение Франкфуртского участкового суда в очередной раз напоминает правоохранительным органам Германии о необходимости соблюдения законов нашей страны и недопустимости произвола, в том числе по отношению к иностранным гражданам».
«С самого начала следственные действия против А.Усманова в Германии вызывали массу вопросов, сопровождались откровенными вбросами в СМИ и проводились с многочисленными нарушениями закона. И потому важно, что в судах они
последовательно и успешно обжалуются как незаконные. В мае суд Франкфурта-на-Майне поставил точку в вопросе необоснованности и незаконности громких обысков с элементами театрального шоу, проведенных прошлой осенью сотрудниками полиции и прокуратуры в различных городах Германии. Позднее он признал незаконным и обыск в адвокатском бюро в Мюнхене, предоставляющем защиту А. Усманову, который был ни чем иным, как попыткой запугивания его законных представителей. В связи с этим возникает вопрос: сколько еще судебных решений нужно, чтобы немецкие правоохранительные органы начали соблюдать законы этой страны и выполнять свои обязанности?» — отметил Йоахим Николаус Штайнхефель, гамбургский адвокат, представляющий интересы А.Усманова в области медиа-права.