Шестой Профессорский форум прошел с 14 по 16 ноября в Москве. События форума развернулись сразу на нескольких площадках — в московских, петербургских и нижегородских университетах, а также в Общественной палате России. Традиционным организатором форума является общественная организация «Профессорское собрание», которая объединяет ведущих ученых-педагогов страны.
Узнайте больше в полной версии ➞Шестой форум «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики» собрал более 2,5 тысячи участников, среди которых — ученые, профессорско-педагогические кадры инженерных и технологических вузов и научных центров. Организаторы форума поставили задачу обсудить научно-педагогическим сообществом актуальные проблемы и достижения в сфере науки и образования.
На открытии научной секции председатель Профессорского собрания, заместитель секретаря ОП РФ Владислав Гриб отметил, что по итогам секционных заседаний будут разработаны рекомендации в органы власти. Он также подчеркнул, что изменения в этом году коснулись традиционных наград форума. «В этом году впервые сделали номинацию “Лидеры высшего образования” для деятелей, внесших большой вклад в развитие высшей школы. Номинации "Ректор года", "Декан года" и "Профессор года" также остались», — отметил он.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков напомнил, что в послании Федеральному Собранию президент России озвучил ряд предложений по обновлению системы высшего образования. В частности, было предложено сохранить все лучшее, что было в советской системе образования, и объединить это с опытом последних десятилетий.
Идеи обновленной системы высшего образования уже апробируются в шести ведущих университетах страны, рассказал спикер. По его словам, одно из необходимых требований, которое нужно предъявлять новой системе образования, — гибкость образовательных программ по отношению к рынку труда.
«Наравне с сохранением фундаментальности и междисциплинарности знаний важно также обеспечить быстрый вывод специалистов на рынок труда и возможность для их непрерывного профессионального роста. Образовательные программы должны быть более гибкими, предоставляя комфортные условия для участия работодателей в их разработке», — подчеркнул он.
Развитие экономики страны напрямую связано с развитием образования, сообщил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Он отметил, что бизнес уже обратил внимание на российские вузы и научные центры, которые занимаются нужными технологиями.
«Движение в сторону российских университетов и научных организаций важно. Бюджет на высшее образование увеличился. В следующие годы он также будет расти. Это означает, что государство считает высшее образование приоритетным направлением», — рассказал он.
Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко отметил, что на форуме традиционно обсуждаются ключевые вопросы, которые стоят перед наукой и образованием.
«Достижение технологического суверенитета — задача, которую поставил перед нами президент России. Она включает подготовку квалифицированных кадров для всех областей экономики. Нужно сориентировать научное развитие на достижение конкретных результатов», — считает он.
Активности в сфере технологического предпринимательства, которые были развернуты в вузах Минобрнауки РФ, направлены на развитие реальной индустрии, уверен директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования Олег Чурилов.
«В вузах создаются технологические центры, которые отвечают за коммерциализацию. По сути, это отделы продаж университета, которые выстраивают прочные отношения со своими региональными и федеральными индустриальными партнерами. Таких центров создано 38. В университеты привлечено шесть миллиардов внебюджетных средств», — рассказал директор департамента.
Инженерные кадры для инновационных технологий нужно выращивать уже с пятого и шестого классов школы, уверен председатель наблюдательного совета Российского профессорского собрания Владимир Филиппов.
«Кадры инженеров для инновационных технологий рождаются в пятых и шестых классах, куда должны приходить вузы, чтобы заинтересовать молодежь», — подчеркнул он.
Российское профессорское собрание действует с 2016 года. Его цель — формирование и сохранение академических стандартов, развитие сотрудничества между различными научными сообщества, укрепление связей с государственными органами. Собрание — это также площадка для научных советов 20 отраслей науки, издательство с 20 научными журналами, профессорская академия образования с вебинарами и онлайн-курсами, центр аккредитации независимой оценки качества образования и рейтинга, который был включен Министерством образования и науки в число экспертных организаций.