Для российской IT-сферы 2023 год стал периодом, в котором отрасль и государство смогли оценить эффективность экстренных мер 2022 года и выработать решения относительно проблем, которые постепенно вскрылись после начала СВО, заявили эксперты.
Узнайте больше в полной версии ➞Одним из главных трендов уходящего года названо ужесточение ответственности за утечки персональных данных (ПД). С 1 марта 2023 года деятельность по обработке персональных данных стала более регламентированной и строго контролируемой в связи со вступившими в силу изменениями в закон №152-ФЗ «О персональных данных».
Помимо этого, в декабре группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму пакет из двух законопроектов, которые вводят оборотные штрафы для компаний за утечку персональных данных пользователей.
«Персональные данные россиян не случайно стали одной из главных целей атак — отрасль не считала необходимым обеспечивать им должный уровень защиты. В результате данные десятков миллионов россиян оказались в мошеннических базах данных. Ущерб от этого еще предстоит оценить, но уже известно, что с начала 2023 года с мошенниками столкнулось больше половины россиян, а треть опрошенных заявили, что получают фишинговые рассылки два или более раза в месяц. Стало очевидно, что без должного размера штрафов бизнес считает вопрос защиты персональных данных пользователей нерациональным — стоимость создания и поддержания соответствующей инфраструктуры внутри компании значительно перевешивала размер санкций. Рассчитываю, что с принятием законопроекта об оборотных штрафах приоритеты бизнеса сместятся. А вопрос безопасности пользователей займет первое место», — отметил председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Одним из факторов, способствующих повышению безопасности персональных данных, является переход на отечественные онлайн-площадки, отметили эксперты. В отличие от западных платформ, они находятся в российском правовом поле, что дает пользователям возможность защитить свои права.
Кроме этого, многие сервисы функционально перестают отличаться от западных аналогов.
«Ошибочно считать, что, если ситуация изменится и зарубежные игроки решат вернуться на российский рынок, их будут ждать с распростертыми объятиями. Не будут. На это есть как минимум две причины. Первая — они уже потеряли всяческое доверие как со стороны властей, так и со стороны пользователей. И вторая — российские платформы не стоят на месте и активно развиваются. Появляются новые «фишки», улучшается пользовательский опыт, условия для блогеров и качество контента. К ним уже неприменимы понятия «замена» или «аналог» — это полноценные конкуренты. Исследование рынка социальных сетей и цифровых сервисов, которое провела АКАР при поддержке РОЦИТ, показывает — тренд на «цифровую миграцию» наметился, и предпосылок для его изменения нет», — сказал первый вице-президент АКАР Валентин Смоляков.
В случае, если блогер размещает контент на российской и иностранной платформе, возникает проблема задвоения отчетности. Сейчас обсуждается возможность упростить процедуру для тех авторов, которые дублируют контент на отечественные площадки, напомнили специалисты.
«Тех, кто проявляет интерес к отечественным платформам, однозначно необходимо поддержать. Ни в коем случае речь не должна идти про принуждение — действовать нужно с максимальным вниманием к интересам авторов контента и пользователей. Во многих случаях россиян на иностранных площадках удерживает только сила привычки. И приятно, что некоторые платформы обеспечивают возможность максимально безболезненно и просто осуществить переход», — сказал заместитель председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин.
Совершить переход на отечественную площадку блогерам стоит, в том числе, по финансовым причинам, уверены специалисты. В 2023 году объемы цензуры и предвзятость к россиянам остались характерной особенностью многих зарубежных соцсетей, поэтому их использование в качестве источника постоянного дохода чревато возможностью в любой момент потерять весь аккаунт с наработанной аудиторией, отметили они.
«Мы видим, что в 2023 году западные IT-гиганты остались главным оружием в информационной войне против России. Поведение платформ еще в 2022 году должно было стать ярким сигналом для всех, кто до сих пор не понимает, в каких условиях мы теперь находимся. В 2023 году количество вопиющих случаев притеснения неугодных пользователей "зачистки" иной точки зрения ничуть не снизилось. Более того, они стали более открытыми и вопиющими. И на этом фоне пользоваться западными соцсетями как минимум неразумно, даже если опустить моральный вопрос», — подчеркнул первый заместитель председателя комиссии Общественной Палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.