В студии ЭИСИ на Международной выставке-форуме «Россия» состоялся круглый стол платформы «Дигория» на тему: «Роль государства в поддержке молодежных инициатив». Ключевыми вопросами для обсуждения стали следующие: как программы государственной поддержки влияют на профессиональное становление молодых людей и какова специфика реализации проектов, направленных на формирование ответственного подхода к жизни среди молодежи.
Узнайте больше в полной версии ➞В работе круглого стола приняли участие заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова; доктор политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени Ломоносова, директор департамента специальных проектов и программ ЭИСИ Антонина Селезнева; директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков; председатель президиума Молодежного отделения «Российского общества политологов» Никита Зинков. Модератором дискуссии выступил руководитель Платформы «Дигория» Заурбек Хугаев.
Во вступительной речи Заурбек Хугаев подчеркнул, что мероприятие символично проходит в День студента. Россия стремительно меняется, что неизбежно приводит к трансформации роли и степени государственного участия в развитии молодежи. Эксперт также отметил, что государственная молодежная политика в России основана на принципах меритократии и человекоцентричности, направлена на развитие системы социальных лифтов для разных сегментов целеустремлённых и активных граждан. В качестве примеров были приведены крупные федеральные конкурсы («Лидеры России», «Я — профессионал», «Твой ход») при поддержке АНО «Россия — страна возможностей», платформы для развития личностного и профессионального потенциала (Центр знаний «Машук», Арт-кластер «Таврида», Мастерская управления «Сенеж»). Завершая, Заурбек Хугаев отметил стратегический характер российской молодежной политики для формирования осмысленного и конструктивного образа будущего.
Антонина Селезнева сделала акцент на ключевых ценностях и жизненных ориентирах современной российской молодежи, на основе которых необходимо выстраивать комплексную систему образовательных проектов. Первый тезис, по словам эксперта, заключается в том, что сегодняшняя молодежь не похожа на представителей средних и старших поколений как по социально-психологическим характеристикам, так и по ценностям и убеждениям. Для молодежи важными являются установки на саморазвитие, самореализацию и достижение успеха. Второй тезис — современной молодежи присущи патерналистские установки, иными словами, молодые люди ожидают поддержки и заботы от государства. Поэтому особенно важны именно способы вовлечения в образовательные проекты. Также Антонина Селезнева дала образную характеристику выставке «Россия».
«Выставка — это прекрасная возможность увидеть нашу страну, локализованную во времени и пространстве, во всем многообразии ее достижений, ее характеристик, такую большую, разную и богатую», — сказала Антонина Селезнева.
Ольга Петрова рассказала о роли государства и, в частности, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в становлении, воспитании и поддержке молодежи. По результатам исследований, сегодня более 80 процентов молодежи понимают, что Россия — это страна, где есть все для их реализации в самых разных направлениях. Созданные организации, такие как Росмолодежь, РДДМ «Движение первых», «Россия — страна возможностей» и многочисленные онлайн-пространства, помогают молодым людям понять себя, стать лучше, особенно для тех, кому «не все равно». Ольга Петрова отметила, что сегодня молодежь имеет все необходимое для раскрытия личностного потенциала, что демонстрируют в том числе и экспозиции выставки.
«Задача государства — создать пространство возможностей, чтобы студенты сформировались неравнодушными гражданами страны, неравнодушными во всех смыслах, с высоким чувством ответственности», — подчеркнула Ольга Петрова.
Антон Сериков рассказал о Центре знаний «Машук», который работает с педагогами и наставниками различных категорий и в ближайшие дни ожидает уже 20-тысячного участника. Опросы показывают, что молодые люди считают своими наставниками абсолютно разных людей, например педагогов, тренеров, первых работодателей, членов семьи. По мнению эксперта, люди лучше всего учатся у других людей, поэтому важно, чтобы у каждого молодого человека был свой наставник.