Более половины представителей отрасли автомобильных грузоперевозок считают острую нехватку водителей и рост стоимости грузовиков, запчастей и топлива, ключевыми проблемами для развития бизнеса грузоперевозок. Об этом свидетельствуют данные опроса Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (ИСПИ ФНИСЦ РАН).
Узнайте больше в полной версии ➞Проблему с нехваткой кадров в той или иной степени отметили 68,4 процента перевозчиков. При этом почти четверть опрошенных заявили, что им не хватает более 30 процентов водителей, у 12,3 процента перевозчиков эта цифра составляет 20–30 процентов, а у 15,2 процента респондентов — 10–20 процентов. В 2023 году по этой причине грузовики простаивали в среднем 47 дней. Среди причин дефицита кадров респонденты выделили тяжелые условия труда, падение престижа профессии дальнобойщика и переток кадров в другие отрасли.
По мнению замдиректора ИСПИ ФНИСЦ РАН Наталии Великой, одним из вариантов решения проблемы дефицита кадров может стать системная работа по подготовке молодых водителей. Она отметила, что привлечение в профессию женщин, а также расширенное использование быстро развивающихся технологий помощи водителю и беспилотного управления транспортом могут помочь в решении проблемы.
Исследование также показало, что из-за высокой стоимости грузовиков и запчастей только 20,8 процента компаний планируют обновить свой автопарк в ближайшее время, 43 процента перевозчиков рассчитывают сделать это в долгосрочной перспективе, а 36,2 процента пока не планируют менять машины. При этом 37,7 процента перевозчиков хотели бы заменить весь автопарк, а 18,5 процента — более половины машин. Только пятая часть респондентов (21,9 процента) сказали, что их автопарк находится в отличном состоянии.
По данным агентства «Автостат», 69 процентов грузовиков в России старше 10 лет. По мнению аналитиков, таких машин будет становиться все больше, что окажет негативное влияние на безопасность дорожного движения.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что государству необходимо предпринимать срочные меры для поддержки грузоперевозчиков и обеспечения возможностей для обновления парка автомобилей.
«Дальнейшее устаревание текущего парка только увеличит издержки транспортных компаний, что в перспективе приведет к дальнейшему росту цен на грузоперевозки», — добавил он.
Опрос проводился в феврале 2024 года при информационной поддержке биржи грузоперевозок Ati.su, Национального автомобильного союза, Ассоциации международных перевозчиков, Ассоциации транспортных экспертов и специалистов по транспорту. В опросе участвовали индивидуальные предприниматели, руководители и владельцы автотранспортных предприятий. Было опрошено 276 перевозчиков со всей страны.