Малые предприниматели устойчивы к турбулентности последних лет в экономике, положительно оценивают финансовое положение своего бизнеса и свои перспективы. В то же время бизнес ждет специальных налоговых режимов и стремится участвовать в государственных заказах и закупках. Об этом говорится в новом докладе исследовательского проекта «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) от Сбера и Минэкономразвития по итогам четвертого квартала 2023 года.
Узнайте больше в полной версии ➞Так, доля предпринимателей, которые оценили свое финансовое положение как хорошее, выросла с 21 процента (в третьем квартале) до 25 процентов. Еще 21 процент респондентов отметили его улучшение. Более чем у половины предпринимателей в прошедшем квартале выручка оставалась стабильной. Наиболее позитивно настроены предприниматели 18–35 лет: об улучшении финансового положения своего бизнеса сообщили 40 процентов опрошенных.
В четвертом квартале ключевой проблемой предпринимателей оставался рост цен у поставщиков, об этом сказали 70 процентов респондентов. Треть опрошенных сталкивалась с проблемами поставок из-за рубежа, еще треть — с падением спроса, 34 процента — с увеличением издержек на сбыт.
«Мы последовательны в своем намерении поддерживать малый бизнес и задействуем для этого все возможные ресурсы. В 2023 году государство и финансовые институты предприняли ряд эффективных мер для сохранения стабильности в сегменте МСП. И мы видим положительные результаты по итогам прошлого года. Выросла доля тех, кто считает свое положение хорошим, более половины оценивают его как стабильное. При этом почти две трети не планируют расширять или сокращать бизнес. Примечательно, что столкновение с трудностями не помешало большинству предпринимателей сохранить оптимистичный настрой и ожидания. За прошедший квартал выросла доля бизнесменов, которые смотрят в будущее с оптимизмом (с 41 до 46 процентов), и значительно снизилась доля ожидающих ухудшения в экономике в ближайшие полгода (с 42 до 36 процентов)», — рассказал директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Алексей Шашкин.
Предприниматели стали реже брать кредиты на бизнес и чаще вкладывать в дело личные средства. Однако желающих привлечь дополнительное финансирование набралось 34 процентов. Среди других видов поддержки востребована помощь с поиском потенциальных инвесторов. Два процента хотели бы получить правовую поддержку, столько же респондентов — помощь в разработке бизнес-плана.
На вопрос о привлечении финансирования бизнеса 34 процента предпринимателей сообщили, что хотели бы воспользоваться такой возможностью, 65 процентов высказались против, один процент затруднились ответить. Из тех, кто хотел бы воспользоваться инструментами финансирования, в качестве источников привлечения средств упоминали банковские кредиты (52 процента), государственные и частные гранты (40 процентов), лизинг (24 процента), инвестиции (20 процентов), инструменты коллективного финансирования (7 процентов), факторинг (3 процента), займы в микрофинансовых организациях (2 процента). В основном предприниматели вкладывают прибыль обратно в бизнес (76 процента) или тратят на личные нужды (60 процентов).
Индивидуальные предприниматели чаще тратят деньги на личные потребности и инвестируют, но не в свой бизнес. Юридические лица предпочитают вкладывать в собственный бизнес. Предприниматели от 18 до 35 лет чаще размещают прибыль во вклад или инвестируют. Причем чем выше годовой оборот, тем чаще инвестируют обратно в бизнес и реже тратят на себя.
Согласно исследованию, свыше половины респондентов не почувствовали роста ключевой ставки, а 42 процента отметили, что это изменило их бизнес. Среди тех, кто столкнулся с трудностями, 58 процентов говорили об удорожании кредитов, еще четверть респондентов — о снижении платежеспособного спроса, 21 процент — о росте закупочных цен, 18 процентов — об инфляции в целом.
Повышение ключевой ставки больше всего отразилось на бизнесменах из крупных городов и тех, у кого годовой оборот превышает пять миллионов рублей (55 процентов). Только 10 процентов предпринимателей, на которых отразился рост ключевой ставки, принимают какие-либо меры по этому поводу — от сокращения количества кредитов и оптимизации до увеличения объемов работ и поиска инвесторов.
Исследователи ПРИМ спросили предпринимателей об их отношении к сервисам быстрого входа и регистрации на сайте или в мобильном приложении без пароля — с помощью ID. Об их существовании знают 88 процентов опрошенных. Потенциальный интерес к использованию ID-сервисов есть у 29 процентов предпринимателей. Это те, кто продвигает свой бизнес в интернете через сайт или мобильное приложение. Только девять процентов уже используют сервисы ID, еще семь процентов планируют начать.
Около половины опрошенных (49 процентов) строят долгосрочные планы, однако выросла доля тех, кто предпочитает не планировать (30 процентов). Аналогичная тенденция есть и у самозанятых.
Ценностные ориентиры предпринимателей различаются по возрастным группам. Так, предприниматели в возрасте до 35 лет ценят финансовое благополучие, самореализацию и карьеру, в категории 36–45 лет часто говорят о карьере, но реже о здоровье и общении с друзьями. Для предпринимателей от 46 до 55 лет особенно важна семья, а с 56 лет бизнесмены больше ценят то, что не связано с работой, — близких людей и здоровье.
ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») — это совместный проект Сбера, фонда «Общественное мнение» и Минэкономразвития. Он создан для изучения мнений граждан, занятых в сегменте малого и микробизнеса. В проекте также изучается предпринимательская атмосфера в обществе в целом — через опросы россиян трудоспособного возраста (от 18 до 64 лет). Опросы предпринимателей проводятся ежеквартально, а населения в целом — один раз в год.
Опрос проводился в конце четвертого квартала 2023 года фондом «Общественное мнение». Опрошено по 1200 человек — из них 600 предпринимателей и 600 самозанятых.