Россия
20:12, 17 марта 2024

На «Ночи выборов» эксперты рассказали о восприятии выборов в медиасреде

На «Ночи выборов» обсудили информационное сопровождение президентской кампании
Татьяна Романова
Фото: РИА Новости

На площадке «Ночи выборов» прошел круглый стол, в рамках которого эксперты обсудили информационное сопровождение президентской кампании, а также проанализировали и развенчали массив типичных фейков, с которыми сталкивались российские избиратели.

Узнайте больше в полной версии ➞

Модератор дискуссии, Иван Милованов, эксперт Центра системных инициатив (СИ) открыл обсуждение призывом к серьезному осмыслению тех технологий и практик, которые были использованы в рамках текущей президентской кампании.

Андрей Цепелев, президент Ассоциации интернет-технологов, заместитель гендиректора АНО «Диалог Регионы», уверен: «Выборы — это не формальность, мы продемонстрируем в этом году наивысшую явку за всю историю президентских выборов». Он также отметил, что российские выборы являются наиболее открытыми и прозрачными, а провокации со стороны противника никаким образом не влияют на процесс выборов. По мнению эксперта, единственная правильная стратегия в условиях противостояния — открытость и прозрачность выборов. Он также подчеркнул, что основная агитация в рамках избирательной кампании переносится в сеть Интернет, а ДЭГ становится основным трендом, доверие к нему растет.

О роли экспертов и политтехнологов в формировании системного взгляда рассказал Михаил Канавцев, руководитель проекта «Мастерская новых медиа»: Во время внутриполитической борьбы часто происходит разъединение общества, в том числе в смысловом плане. В политической технологии всегда важна идеология. И к ней необходимо подходить системно, не в момент выборов и не за год до них. Необходимо объединять людей постоянно, и в основе должна быть системная картинка. Системное мышление — способность объективного прогнозирования».

«На протяжении долгих лет сохраняются условия информационной войны, специальная военная операция лишь выявила тех людей, которые ранее скрывали свои истинные ценности и «носили маски». Таким взглядом поделился Тимофей Ви, эксперт по антикризисным коммуникациям и борьбе с дезинформацией. Он также отметил, что избирательная кампания «Это не соревнование кандидатов, это соревнование идей. И эти идеи по большему счету не противоречат друг другу».

Кроме того, эксперт обозначил, что россияне оказались неплохо подготовленными к информационным атакам и фейкам. «Мы видели, что в первый день голосования наши противники дали максимум фейков, но сегодня мы ждем пик атак на момент подсчета голосов, ведь это будет самая эффективная точка для делегитимации выборов, когда проще подвергнуть сомнению не сам процесс, а результат голосования россиян. Отмечу, что наши СМИ и службы быстро опровергали все фейки. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что существующие механизмы борьбы с фейками работают достаточно хорошо», — сказал он.

«Это одна из последних, на мой взгляд, кампаний, когда печатные газеты, которые люди миллиардами распространяют по стране, будут действительно иметь электоральный эффект. Изменились люди, соответственно, и способы работы с ними тоже должны измениться», — отметил Макар Вихлянцев, политический консультант, медиатехнолог. Что касается цифровых платформ, эксперт считает, что социальная сеть «Одноклассники» наравне с платформами «ВКонтакте» и «Telegram» приносят голоса избирателей. Некоторые россияне оригинально подошли к походу на сам избирательный участок. На избирательных участках были Чебурашка и Александр Невский, множество других героев. Этим пестрили социальные сети, что еще раз говорит – выборы проходят в позитивной атмосфере, это праздник подлинного участия в жизни страны и гражданской активности.

Эксперты на «Ночи выборов» также отметили существенное изменение характера фейков о президентских выборах. Современные фейки, по сравнению с предыдущей президентской кампанией, нацелены на запугивание избирателей, участились попытки навязать людям страх за их жизнь и здоровье, цель распространяемой информации — создать устойчивый паттерн «участие в выборах — небезопасно». Авторы фейков не учитывают ментальность наших людей, просчитываются, и в итоге их действия вызывают обратный эффект, что отражается на историческом уровне явки.

По мнению Александра Малькевича, сопредседателя Координационного совета по интеграции новых субъектов Российской Федерации при Общественной палате РФ, кавалера ордена Мужества, новые субъекты, вернувшиеся в состав Российской Федерации, задают тренды в организации избирательного процесса, демонстрируют высокую явку и решительный настрой. Эксперт уверен: в новых регионах удалось создать медиа, которые транслируют правильные ценности. В рамках дискуссии он рассказал про героев современной России, подвиги которых нужно освещать на федеральных каналах, а не только в социальных сетях и в СМИ новых регионов. Эксперт также рассказал о работе журналистов в зоне боевых действий. «Они ездят в опасные зоны. Специально для них мы находим и привозим облегченные бронежилеты. То есть там такая журналистика настоящая», — подчеркнул он.

Александр Бородавченко, главный редактор интернет-изданий Автономной некоммерческой организации (АНО) «ЗаМедиа», обозначил: «С верой в Бога и в Россию люди голосуют за президента и за будущее нашей страны». Он также рассказал о том, какую реакцию вызывают выборы в Запорожской области: граждане проявили активную позицию еще на досрочном голосовании, радушно встречали представителей избирательной комиссии.

В ходе обсуждения эксперты «Ночи выборов» продемонстрировали безуспешность кампании по дискредитации выборов и безрезультатность абсолютного большинства фейков, замысел которых во многом заключается в запугивании избирателей. Кроме того, эксперты отметили интенсификацию избирательной кампании в медиасреде. Ключевой вывод, который уже можно сделать — президентские выборы доказали независимость российского общества от дезинформации и фейков, уверенность российских граждан в прозрачности электорального процесса снизить не удалось.

«Ночь выборов 2024. У России нет границ» стала главной экспертной площадкой по развенчанию фейков о президентских выборах. Трансляцию за шесть часов онлайн-марафона просмотрело более 3,5 миллиона человек.

< Назад в рубрику