Аналитики сервиса «Авито Услуги» и агентства ОRО представили исследование российского рынка услуг.
Узнайте больше в полной версии ➞«Мы каждый год смотрим на рынок, смотрим, что на нем происходит, и пытаемся понять, какие изменения есть», — сообщил в начале презентации исследования старший управляющий директор «Авито Услуг» Артем Кумпель.
По его словам, компания покрывает большое количество рынков, среди которых рынки товаров, услуг, авто, работы и так далее, и все они между собой тесно связаны. Он отметил, что цифровизация бизнеса стала одним из глобальных трендов в мировой экономике, в цифру переходят целые отрасли, в том числе рынок услуг.
Согласно исследованию, на рынке услуг россияне выбирают частников, поэтому здесь больше всего заказов исполняют мастера-одиночки (48 процентов) и микробизнес (27 процентов). Самой популярной в 2023 году стала категория красоты и здоровья, бьюти-услугами воспользовались 44 процента опрошенных россиян. Второе место досталось бытовым услугам, которыми интересовался 31 процент респондентов. Третье место по числу заказчиков заняли услуги ремонта, ими воспользовались 29 процентов жителей страны.
Поэтому доли в объемах онлайн-заказов распределились следующим образом: услуги бьюти-специалистов — 18,3 процента, грузоперевозки и курьерская доставка — 18,1 процента, услуги репетиторов — 10,2 процента. В то же время по объему выручки исполнителей на онлайн-рынке услуг лидируют строительные работы (26 процентов), затем в рейтинге следуют производство и обработка (11 процентов), а третье место занимают перевозки и курьерские поручения (9,6 процента).
В исследовании отмечается выросший интерес россиян к услугам частников, чаще всего у них в 2023 году заказывали мелкий ремонт (69 процентов опрошенных) и фото- и видеосъемку (67 процентов респондентов). Кроме того, к мастерам-частникам часто обращаются для получения бытовых (65 процентов респондентов) и бьюти-услуг (58 процентов). Услуги микробизнеса чаще всего привлекают заказчиков в сферах маркетинга и дизайна (43 процента), ухода за животными (40 процентов) и клининга (37 процентов).
Выбирая исполнителя, отмечается в исследовании, россияне прежде всего ориентируются на цену (54 процента), для 28 процентов опрошенных важна скорость оказания услуги, для 26 процентов — рейтинг исполнителя на платформе, для 25 процентов — подробное описание услуги, а для 20 процентов респондентов — примеры работ и портфолио специалистов. Отмечается также, что на выбор исполнителя влияют причины, которые отличаются в зависимости от типа оказываемых услуг. Например, при заказе эвакуатора, курьерской доставке и грузоперевозках в приоритетах цена и скорость оказания услуги. А выбирая организаторов праздников, бьюти-специалистов, фотографов и операторов, маркетологов, дизайнеров и мастеров по ремонту, россияне ориентируются не только на цену, но и на портфолио и примеры работ исполнителей.
По словам Кумпеля, ожидается, что в ближайшее время отдельные категории услуг полностью перейдут на цифровые платформы.
«Первыми уйдут в онлайн услуги в категориях "красота и здоровье", "перевозки и курьерские поручения", "ремонт помещений и ремонт техники" — большинство пользователей уже сегодня предпочитает выбирать исполнителей на такие задачи в интернете», — подчеркнул он.
Данные исследования. Сроки проведения сбора данных: 01.11.2023 — 27.11.2024. Целевая аудитория: мужчины и женщины 18-65 лет, заказывали хотя бы одну из категорий услуг по списку через интернет за последние полгода. Выборка: основная — 3049 интервью; буст на отдельные категории — 260 интервью. Вопросы: «Какие категории услуг заказывали за последние полгода?», «Какие заказывали онлайн?», «Как часто?», «Что наиболее важно при поиске исполнителя и выборе площадки?», «Какого исполнителя в итоге выбрали для оказания услуги?»