Исследование Rambler&Co на доверие показало, что сотрудники российских компаний в числе своих коллег хотят видеть доктора Ватсона и Штирлица.
Узнайте больше в полной версии ➞Результаты исследования показали, что респонденты связывают доверие с комфортной средой коммуникаций и возможностью положиться на коллег. Так, большинство опрошенных среди главных факторов назвали соблюдение обязательств (38 процентов) и готовность к открытому диалогу (31 процент). Аналогично ответили подчиненные по отношению к руководству — более 50 процентов респондентов назвали верность слову и последовательность действий руководителя ключевыми условиями создания доверия.
Почти для четверти респондентов (23 процента) доверие между коллегами — это возможность излить душу без опасения утечки информации. При этом в отношениях с руководителем основные ожидания связаны прежде всего с его готовностью делиться информацией и опытом. Такой вариант ответа выбрали 22 процента опрошенных.
Для половины работников (50 процентов) ощущение доверия формируется при возможности самостоятельной работы над задачей.
И наоборот, сотрудники ощущают, что им не доверяют, когда слишком часто вынуждены отчитываться о своих действиях и статусе работ (52 процента), а их идеи и предложения игнорируются (37 процентов).
В ситуациях, когда между коллегами недостаточный уровень доверия, многие респонденты предпочитают избегать совместной работы (39 процентов), второе по популярности решение — переход на более формальный режим взаимодействия (37 процентов).
«Исследование показало важное противоречие. Респонденты испытывают потребность в открытости и возможности поделиться чем-то важным. Однако только 1 из 100 опрошенных отметил, что в условиях дефицита доверия “пытается больше узнать про работу коллеги”. Причиной часто становится непонимание, а источник непонимания — это недостаток знания. Получается, что, включая режим избегания контактов или формализма, мы лишь еще больше отдаляемся от решения проблемы. Формируется замкнутый круг недоверия. Ключ к решению — давать коллегам обратную связь, узнавать больше об их работе, налаживать эффективные совместные процессы», — сказал проректор по исследованиям и инновациям СберУниверситета Алексей Суханов.
В рамках исследования респондентов также просили выбрать одного из персонажей художественных произведений в качестве фигуры, с которой ассоциируется высокий уровень доверия. Первое место (38 процентов голосов) занял доктор Ватсон, герой экранизации рассказов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе в исполнении Виталия Соломина. Набрав 31 процент голосов, на втором месте расположился Макс Отто фон Штирлиц из романа «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова. Третье место с 8 процентами голосов занял Владимир Дубровский из одноименной повести Александра Пушкина.
В исследовании приняли участие 18 915 сотрудников российских компаний в возрасте от 25 до 64 лет, из которых 56 процентов — мужчины, 44 процента — женщины. Опрос проходил совместно со СберУниверситетом на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 15 по 19 апреля 2024.