Билайн Big Data & AI (подразделение ПАО «ВымпелКом») и Brand Analytics представили составленный нейросетью рейтинг компаний, институтов и регионов, занимающихся искусственным интеллектом (ИИ) в России.
Узнайте больше в полной версии ➞Нейросеть была обучена на данных из открытых источников. Основой при формировании датасета для расчета представленного рейтинга стали новости в СМИ и Telegram-каналах за 2023 год.
Было проанализировано более семи миллиардов публичных русскоязычных сообщений в Telegram и более 130 миллионов русскоязычных публикаций в СМИ, среди которых было выявлено около двух миллионов сообщений и публикаций, в которых затрагивалась тематика ИИ. После удаления идентичных и похожих публикаций, освещающих одно и тоже событие, осталось почти 823 тысячи новостей за 2023 год по тематике ИИ.
Всего в рейтинге представлено 12 номинаций:
1. «Вклад в подготовку кадров».
2. «Вклад в развитие ИИ в России».
3. «Инвестиционная открытость».
4. «Вклад региона в развитие ИИ».
5. «Социальный ИИ».
6. «Присутствие в инфополе».
7. «Профильные Telegram-каналы. Освещение темы ИИ».
8. «СМИ. Освещение темы ИИ».
9. «Ретейл. Вклад в развитие ИИ».
10. «Банки. Вклад в развитие ИИ».
11. «Вузы. Вклад в развитие ИИ».
12. «Промышленность. Вклад в развитие ИИ».
«В прошлом году наша команда Big Data & AI соединила интеллект машины и человека, чтобы создать нейросетевое жюри, которое составит рейтинг ИИ "о самом себе". Мы получили много обратной связи от игроков рынка, увидели неподдельный интерес к методологии. Аудитория СМИ тогда достигла 100 миллионов человек, а в Telegram-каналах было более миллиона просмотров. Рейтинг этого года, несмотря на внешнюю похожесть с предыдущим, значительно обновлен: добавлены номинации, расширен список компаний, в том числе из промышленной отрасли, заменен ряд алгоритмов (например, отнесения текстов к номинациям), и еще добавлено несколько новинок под "капотом". За год количество новостей по теме ИИ выросло почти в два раза и достигло почти двух миллионов. Это значит, что бизнес осознает важность трансляции своих достижений обществу, а наш рейтинг, по моему мнению, мог стать толчком для еще большего освещения пользы ИИ в СМИ», — прокомментировал директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам Билайна Константин Романов.
Как рассказала управляющий партнер Brand Analytics Наталья Соколова, Brand Analytics в проекте Рейтинга ИИ выступил в двух ипостасях — стал поставщиком данных для расчета номинаций, а две из них методически сформировал и рассчитал.
«Данные, имеющие отношение к тематике ИИ, включали публикации в СМИ и в Telegram в 2023 году. Для выявления тематических публикаций была обучена модель машинного обучения (ML-модель), способная классифицировать огромные потоки сообщений. Точность определения тематики ИИ составила 98 процентов. Brand Analytics рассчитал для Рейтинга ИИ две номинации: "“СМИ. Освещение темы ИИ" и "Профильные Telegram -каналы. Освещение темы ИИ". Рейтинг СМИ учитывал число ссылок на публикации источника об ИИ в соцмедиа. А рейтинг Telegram — число просмотров материалов об ИИ в Telegram -канале», — добавила она.
В этом году Билайн бизнес объявил победителей рейтинга на собственной премии «AI Awards: создатели будущего». Лидерами, по мнению «нейросетевого» жюри, стали следующие компании:
В номинации «Инвестиционная открытость» победил Сбер;
«Вклад в развитие ИИ в России» — ИТЦ «Сколково»;
«Вклад в подготовку кадров» — «Яндекс»;
«Присутствие в инфополе» — Сбер;
«Социальный искусственный интеллект» — VK;
«СМИ. Освещение темы ИИ» — ТАСС;
«Профильные ТГ-каналы. Освещение темы ИИ» — «Эксплойт»;
«Вклад региона в развитие ИИ» — Москва, а также специальным призом удостоен Камчатский край.
В индустриальных номинациях:
«Ретейл. Вклад в развитие ИИ» — Ozon;
«Банки. Вклад в развитие ИИ» — Сбер;
«Вузы. Вклад в развитие ИИ» — НИУ ВШЭ;
«Промышленность. Вклад в развитие ИИ» — «Росатом».
Подробно со всеми номинациями и представленными в них компаниями можно ознакомиться на сайте проекта. Там же можно изучить методику обучения алгоритма ИИ, который впоследствии собрал данный рейтинг.
Публикация рейтинга не преследует какие-либо коммерческие цели и не направлена на продвижение каких-либо компаний, услуг или регионов.