Экономика
13:05, 23 мая 2024

Доля офлайн-платежей за мобильную связь достигла исторического минимума

«МегаФон» исследовал привычки россиян в вопросах оплаты счета за мобильную связь
Григорий Гончаров (Райтер)
Фото: Bulkin Sergey / Globallookpress.com

Россиянам становится легче прогнозировать свои затраты на мобильную связь: по итогам первого квартала 2024 года доля абонентов, предпочитающих пополнять счет не чаще раза в месяц, выросла до 77 процентов. Сокращается и время, которое тратят пользователи на пополнение счета, — платежи наличными достигли рекордного минимума за всю историю существования мобильной связи в стране. К таким выводам пришли аналитики компании «МегаФон», которые исследовали современные привычки россиян в вопросах оплаты счета за мобильную связь, опираясь на обезличенные данные клиентов на горизонте 2019-2024 годов.

Узнайте больше в полной версии ➞

Аналитика показала, что абоненты чаще всего оплачивают сотовую связь через сайт оператора, банка или различные мобильные приложения. На долю платежей, предусматривающих посещение банкомата или терминала оплаты, приходится всего около 6 процентов от общего их объема.

Еще в конце 2019 года доля офлайн-платежей достигала 16 процентов, практически не меняясь из года в год. Однако затем этот показатель значительно снизился, что объяснялось влиянием антипандемийных ограничений, когда многие потребители вынуждены были поменять свои повседневные привычки и больше использовать цифровые и дистанционные способы приобретения товаров и услуг. После снятия ограничений наибольшая часть таких абонентов осталась в онлайне.

Другой любопытной тенденцией, подмеченной «МегаФоном», стало увеличение доли клиентов, выбирающих ежемесячный график пополнения счетов. Если три года назад число абонентов, плативших за сотовую связь раз в месяц, составляло чуть менее 40 процентов, то сейчас этот показатель превысил 46 процентов. Число тех, кто предпочитает пополняет счет сразу на несколько месяцев вперед, заходя в приложения оператора или банка менее одного раза в месяц, практически не меняется. К этой категории относится приблизительно 31 процентов всех абонентов.

А вот доля абонентов, кто платит чаще одного раза в месяц, постепенно сокращается. Так, если в мае 2021 года, доля пользователей мобильной связи, осуществлявших платеж два раза в месяц, составляла 16 процентов от всех абонентов, то сейчас этот показатель снизился на два процентных пункта. Аналогичная тенденция наблюдается с категорией абонентов, которые оплачивают связь три и более раз в месяц. Таким образом, россияне стали лучше прогнозировать размер своих трат на услуги связи и рациональнее подходить к этому вопросу, оптимизируя варианты и способы оплаты.

Оплате услуг сотовой связи свойственна сезонность: с июня средний уровень платежей за связь увеличивается — пользователи активнее пополняют счет перед зарубежными отпусками. Впрочем, годовой пик в платежах приходится все-таки не на летние месяцы, а на декабрь. Это вполне объяснимо: абоненты готовятся поздравлять родных и близких с новогодними праздниками, при этом часть пользователей уезжает в отпуск.

По словам коммерческого директора «МегаФона» Дмитрия Рудских, анализ изменения привычек абонентов в вопросах пополнения счета дает возможность совершенствовать как системы оплаты, так и пользовательский интерфейс цифровых витрин.

«Мы видим, что наши клиенты хотят тратить меньше времени на транзакционные действия — будь то поход к терминалу оплаты или дополнительное пополнение счета в конкретном месяце. С другой стороны, потребители стремятся к рациональным тратам и хотят контролировать свои расходы. Понимая это, мы совершенствуем алгоритмы наших цифровых витрин, помогая клиентам спрогнозировать необходимый платеж и его предпочтительное время, опираясь на потребление каждого абонента. Вопрос удобства совершения платежа в целом становится на первое место для клиента. Как пример, доля оплат через “Систему быстрых платежей” как одного из самых удобных и автоматизированных способов цифрового пополнения счета телефона ежегодно растет на 10-15 процентов», — рассказ Дмитрий Рудских.

< Назад в рубрику