Популярные китайские блогеры, которые набирали миллионы просмотров на том, что хвастались дорогими украшениями, люксовыми сумками, элитными автомобилями и огромными квартирами, практически одновременно начали пропадать из соцсетей. Их аккаунты заблокировали, а миллионам подписчиков осталось лишь гадать, почему это произошло. В истории загадочного исчезновения самых богатых блогеров разбиралась «Лента.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞Один из самых известных блогеров, попавших под блокировку, — 31-летний Ван Хунцюаньсин из провинции Хэбэй, которого прозвали в сети китайским аналогом Ким Кардашьян. На платформе Douyin — китайской версии TikTok — на мужчину было подписано более 4,3 миллиона пользователей. Прославили его в основном видео, в которых он показывал свою коллекцию ювелирных украшений и дизайнерские сумки.
Весь образ жизнь Хунцюаньсина — это бесконечный очень тяжелый люкс: блогер утверждает, что не выходит из дома, если стоимость надетых на нем вещей и украшений не достигает 10 миллионов юаней (122 миллиона рублей по текущему курсу), живет в апартаментах площадью около 700 квадратных метров и владеет семью квартирами в элитном жилом комплексе Star River в Пекине. По данным СМИ, общая стоимость недвижимости — около 800 миллионов юаней (9,7 миллиарда рублей).
Другая блогерша, которая тоже внезапно пропала из сети, — Баоюй Цзяцзе. В китайских соцсетях ее называли самой богатой женщиной интернета. Она нередко устраивала подписчикам видеотуры по своим роскошным особнякам в Макао и показывала дорогие украшения. В Douyin на нее были подписаны 2,3 миллиона пользователей.
Еще один знаменитый блогер, чью пропажу обсуждают в соцсетях, — 25-летний Бо Гунцзы из Шанхая, за которым в Douyin следили более 3 миллионов подписчиков. Он стал известен благодаря роликам, в которых хвастался сумками люксового бренда Hermes, дизайнерской одеждой и дорогими машинами. Например, на 25-й день рождения блогер купил изготовленный на заказ автомобиль Rolls-Royce Cullinan.
Аккаунты Ван Хунцюаньсина, Баоюй Цзяцзе и Бо Гунцзы практически одновременно — 21 мая — пропали из всех главных китайских соцсетей. «Их страницы в Douyin, Weibo, Xiaohongshu и на нескольких других платформах теперь заблокированы», — утверждает китайское медиа Sixth Tone. Отмечается, что соцсети не назвали конкретных причин такой меры и сослались на нарушение блогерами установленных на площадках правил.
Заблокировали в Китае и других блогеров. Издание Financial Times утверждает, что их количество составило несколько десятков.
Однако многие пользователи признались, что рады блокировке богатых блогеров, поскольку такой контент их раздражал. «Деятельность интернет-звезд должна надлежащим образом регулироваться», «Подобные искаженные ценности могут негативно влиять на молодое поколение», — заявили они в комментариях.
Порадовались блокировке даже некоторые коллеги-блогеры. Так, бывшая бьюти-блогерша Лайла Лай, на которую в Douyin было подписано более миллиона человек, назвала контент заблокированных звезд, хвастающихся богатством, далеким от реальности. По ее мнению, интерес к таким роликам в итоге вызвал в стране опасения, что молодые люди начнут ставить избыточное потребление и материализм выше учебы.
Такие опасения у китайских властей действительно были: блокировку блогеров связывают с кампанией, которую Государственная канцелярия интернет-информации КНР анонсировала в апреле. Тогда регулятор сообщил, что будет бороться с блогерами, которые хвастаются роскошной жизнью, потому что подобный контент направлен на удовлетворение низменных запросов общества.
Уже 15 мая крупнейшие китайские интернет-платформы, включая Tencent, Douyin, Kuaishou, Weibo, Bilibili, Xiaohongshu и Little Red Book, сообщили, что стали ограничивать контент, продвигающий «негативные ценностные установки», «экстравагантность и расточительство», а также «показное богатство и материализм».
Вообще говоря, этот виток борьбы с показной роскошью стал не первым для Государственной канцелярии интернет-информации КНР. В 2021 году ведомство уже запрещало звездам демонстрировать роскошь в своих соцсетях и публиковать слухи и фейки. Вместо этого китайских блогеров призывали продвигать социалистические ценности и поддерживать правопорядок.
А в 2022 году китайские власти выпустили похожий кодекс поведения для стримеров. В списке того, что делать запрещено, тоже было выставление богатства напоказ.
По мнению доцента кафедры цифровой среды Китая в Лейденском университете Карвина Морриса, новые ограничения для блогеров связаны с непростой экономической ситуацией в Китае.
Хотя рост ВВП Китая в первом квартале 2024 года составил около пяти процентов в годовом выражении, по мнению аналитиков, другие показатели говорят о том, что в действительности ситуация не так оптимистична. Из-за этого власти Китая более остро реагируют на любые возможные источники, провоцирующие недовольство, считают эксперты
При этом американское издание NBC News считает, что экономический спад в Китае особенно тяжело отразился на среднем классе. Многие молодые люди, которым приходится тяжело в условиях высокой конкуренции на рынке труда, с высокой долей вероятности задумаются именно о карьере блогера — единственной доступной для них работе.