Россия
12:20, 19 июня 2024

Петр Лундстрем рассказал о концертах классической музыки в зоне СВО

Петр Лундстрем: нужно с уважением относиться к русскому солдату, особенно сейчас
Татьяна Романова
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Первые концерты в зоне специальной военной операции развеяли опасения в том, что бойцы не воспримут классическую музыку. Об этом рассказал в интервью Донецкому агентству новостей российский скрипач, член Общественной палаты России Петр Лундстрем, одним из первых выступивший перед участниками СВО.

Узнайте больше в полной версии ➞

«Вы спросили меня, переживал ли я, что меня там не воспримут. У меня были такие эмоции перед первым концертом после начала СВО. Мы играли 9 апреля 2022 года в военном госпитале, точнее на базе бригады "Кальмиус" перед ранеными бойцами. И играли мы этот концерт с Алексеем Поддубным и с Юлей Чичериной. У меня были вопросы, а как ребята воспримут какую-то классическую скрипку, когда здесь выступают Чичерина и Джанго. Кстати, мы буквально с вами повторяем мой диалог с Владимиром Владимировичем, который меня тоже спросил, что я играю солдатам и как они на это реагируют. Я вот тогда сказал: если у меня были какие-то сомнения перед первым концертом, то после него их уже не осталось совершенно. Потому что замечательно ребята воспринимают», — рассказал Петр Лундстрем.

Он впервые приехал в Донецк в 2019 году. «Я приехал в 2019 году, это было чистое стечение обстоятельств. После учебы, когда я вернулся в 2018 году, для меня как-то естественным решением было отправиться сразу же в Донецк. Но если бы я мог это сделать еще раз, я бы это сделал на пять лет раньше», — рассказал он.

Вообще прикосновение к высокому подлинному искусству редко кого может оставить равнодушным, добавил музыкант. «А я всегда говорю и могу еще раз повторить, что я приезжаю не развлекать, а скорее увлекать, завлекать или, конечно же, отвлекать от чего-то, но не развлекать. Потому что развлечение — это нечто центробежное. А мы стараемся делать центростремительные вещи, понимаете. Освобождение, успокоение или отвлечение — это не равно развлечение. Это на самом деле важно, вот эта семантика имеет значение. Я играл тогда "Чакону" Баха, ребята ко мне подходили, говорили: "Братан, офигеть, я впервые вообще скрипку слышу, думал, что это что-то такое рафинированное для камзолов и смокингов. А это классно! Ты — красавчик, спасибо тебе, брат!"», — рассказал он.

Петр Лундстрем также рассказал о том, как тепло его встречали в Донецке, как много там ценителей классической музыки.
«Когда я в Донецкую филармонию приезжал с концертами в 2019–2021 годах, меня встречала потрясающая, очень отзывчивая публика. Люди невероятно тепло тебя воспринимают, они всегда рады, что к ним приехали, о них помнят. В Донецке всегда продолжалась полноценная культурная жизнь, я имею в виду в том числе классическую академическую, симфоническую и камерную музыку. Там очень много ценителей, очень много образованных людей, которые до сих пор приходят на концерты с партитурами. Как это было в Советском Союзе в Малом зале консерватории, когда весь зал сидел с партитурами и слушал классику. А что же касается солдат, то для меня, с одной стороны, это самая близкая аудитория, с другой стороны, сказать, что она сильно отличается, нельзя. Нужно с уважением относиться к русскому солдату, особенно сейчас. В армии находятся все страты нашего общества, абсолютно все, и совершенно простые люди, и академики, философы. Я играю для всех», — рассказал он.

По словам музыканта, предстоит огромная работа по интеграции в культурное, социальное, психологическое пространство всех четырех новых регионов.

«Например, когда я играю концерты, я разговариваю с публикой. Когда мы привозим на наши фестивали детей из Донецка, Луганска, Херсонской, Запорожской областей, помимо того, что дети общаются, собственно, с детьми из других регионов, я все время общаюсь с ними сам. И с другой стороны, совсем недавно я в Калининграде в музыкальном колледже проводил встречу. Я там не играл никакой концерт, я просто общался. Было много детей, много взрослых и педагогов, и родителей, и так далее. Я не рассказывал им про СВО, военные действия, я говорю: вот представьте, в Донецке живут такие же дети, как и вы, которые любят музыку, любят жизнь, которые хотят заниматься своим любимым делом. Вообще это очень тонкая история, чтобы не пережать, не перегнуть, чтобы тебя услышали и поняли. И бессмысленно людей обвинять, ведь, если тебя не поняли и не услышали, это всегда твоя проблема. Это проблема того, кто говорит. Но обязательно об этом нужно разговаривать, чтобы люди знали, что там тоже живут такие же люди, как и мы», — рассказал он.

По его словам, российскому обществу предстоит проделать большую работу по интеграции участников СВО в обычную жизнь. «Перед нами сейчас будет стоять огромная задача. Это касается не только жителей Донецка, но вот дети участников специальной военной операции — это же совершенно отдельная тоже страта нашего общества, на самом деле. И вот они идут в институты и соприкасаются с людьми, которых СВО пока никак не коснулась. И это столкновение миров совершенно потрясающее. А следующая задача вытекает из предыдущей. Когда закончится СВО, а закончиться она может только нашей победой, ребята вернутся с фронта. И если у нас сейчас было 1,6 миллиона ветеранов всех войн до начала СВО, то сейчас будет еще столько же. То есть еще 1,5 миллиона человек будут находиться совершенно в тех же самых ресторанах, театрах, на улицах, заправках и так далее, что и другие люди, которые там не были. Это реальная проблема, которую нужно будет решать. Вообще, когда меня спрашивают про достижения в жизни, одно из моих главных достижений — это то, что я могу себе позволить смотреть в глаза ребятам, которые возвращаются с фронта», — подчеркнул он.

< Назад в рубрику