Интернет и СМИ
17:25, 21 июня 2024

Главные события Дягилевского фестиваля покажут в онлайн-кинотеатре Okko

Okko покажет главные события основной программы Дягилевского фестиваля
Григорий Шугаев (business@lenta-co.ru)
Фото: Дягилевский фестиваль

Онлайн-кинотеатр Okko проведет прямые трансляции четырех событий основной программы Дягилевского фестиваля 2024 года, который проходит в Перми с 20 по 29 июня, включая премьеру оперы французского современного композитора Паскаля Дюсапена Passion.

Узнайте больше в полной версии ➞

Пользователям Okko 24 июня в 16:00 будет доступен концерт пианиста Бориса Березовского, программа которого охватывает ровно сто лет музыкальной истории, с 1801 по 1901 годы.

Между сочинениями, которые прозвучат в концерте, возникают неожиданные параллели. Ядро программы — три сонаты Людвига ван Бетховена, написанные в «золотые» 1801–1802 годы. Тринадцатая соната вступает в диалог с популярным в то время жанром фантазии. В Пятнадцатой Бетховен возвращается к устоявшейся схеме «большой сонаты» и пишет одну из самых светлых своих композиций. Семнадцатая, одна из самых известных у Бетховена, вносит в инструментальную музыку возвышенный трагизм театрального жеста.

Второе скерцо Фридерика Шопена — это квинтэссенция романтического мироощущения. Роберт Шуман сравнивал его с поэмой Байрона, «настолько оно нежно, дерзко, настолько полно любви и презрения». Два скерцо, написанные Милием Балакиревым в старости, долгое время были малоизвестны, как и другие поздние сочинения композитора. Его фантазию «Исламей», созданную в период творческого расцвета на основе подлинной темы кавказского танца, постигла более счастливая судьба: пьеса стала общеевропейской сенсацией.

Сергей Ляпунов — один из немногих композиторов молодого поколения, кто поддерживал связь с Балакиревым — писал свои «12 трансцендентных этюдов» как продолжение работы Ференца Листа. Однако один из этюдов — «Лезгинка» — явно вдохновлен балакиревским «Исламеем».

В 21:00 25 июня зрители увидят концерт лауреата целого ряда международных конкурсов, концертмейстер оркестра musicAeterna, а прежде и самый молодой концертмейстер Симфонического оркестра Мариинского театра Ольги Волковой, которая сыграет в одном концерте все шесть сонат для скрипки соло Эжена Изаи.

«Первый скрипач мира» сочинил этот цикл в порыве вдохновения в июле 1923 года, всего за месяц. Он посвятил сонаты шестерым знаменитым виртуозам, трое из которых были его учениками, а все вместе — друзьями и братьями по духу. Каждая из сонат — музыкальный портрет своего адресата, слепок его индивидуальной виртуозной манеры. Йожеф Сигети описан через интерес к барокко и фирменные плавные смены позиций. Фрагментарность, ипохондрия и средневековая секвенция Судного дня характеризуют Жака Тибо, а вибрато, большой звук и любовь к имитациям исторических стилей — Фрица Крейслера.

Любителю сельской жизни Матье Крикбому достаются звуковые пейзажи и народные танцы. У румына Джордже Энеску и испанца Мануэля Кироги слышны цыганские мотивы и ритмы хабанеры. Сложность сонат феноменальна. Изаи до предела расширяет возможности скрипки, заставляет играть на четырех струнах аккорды из шести звуков, делает частью музыки неслышимые вибрации и резонансы инструмента и будто пытается донести до публики внутренний телесный опыт скрипача. От исполнителя цикл требует совершенной техники и способностей к актерскому перевоплощению.

Варвара Мягкова — пианистка, получившая известность благодаря распространению ее записей и интервью в социальных сетях. С 2019 года сольная карьера выпускницы Московской консерватории, многие годы работавшей концертмейстером детского хора, развивается стремительно. Сейчас Варвара Мягкова выступает в лучших концертных залах России.

Откроет программу 26 июня в 16:00 увертюра во французском стиле Иоганна Себастьяна Баха — одна из тех сюит, на которых учатся юные пианисты. Два «Скетча» Сергея Ахунова написаны специально для пианистки — так композитор продолжил цикл, часть которого уже записана Варварой Мягковой на лейбле FANCYMUSIC в 2021 году.

Завершит первое отделение сочинение современного композитора Павла Карманова «Шуманиана» — виртуозный коллаж из фрагментов Третьей фортепианной сонаты Роберта Шумана. Во втором отделении концерта Варвара Мягкова сфокусируется на фортепианной классике. В ее исполнении прозвучат Четыре баллады Иоганнеса Брамса, «Соната-воспоминание» из цикла «Забытые мотивы» Николая Метнера и несколько прелюдий Сергея Рахманинова из ор. 23 и ор. 32.

Passion («Страсть») — седьмая опера французского современного композитора Паскаля Дюсапена. Она была заказана фестивалем в Экс-ан-Провансе и впервые поставлена там в 2009 году. Десять лет спустя музыкальные критики газеты The Guardian включили Passion в список важнейших сочинений 21 века. На Дягилевском фестивале-2024 29 июня в 21:00 состоится российская премьера оперы. Музыкальный руководитель и дирижер постановки — Теодор Курентзис, ассистент дирижера и коуч по вокалу — Ольга Власова, режиссер — Анна Гусева. В спектакле заняты солисты Наталья Смирнова, Сергей Годин и Кирилл Нифонтов, солисты оркестра и хора musicAeterna, танцевальная труппа musicAeterna Dance, приглашенные перформеры.

Паскаль Дюсапен полностью переосмыслил миф об Орфее и Эвридике на основе коллажа из фраз, почерпнутых в либретто опер Монтеверди. У Дюсапена безымянные герой и героиня ведут диалог на границе жизни и смерти: вся полуторачасовая опера в десяти сценах — это растянутый во времени миг расставания. Музыка, которую сам композитор описывает как «эмоциональное путешествие», гибко следует за динамикой чувств: в ней сменяют друг друга радость, страх, желание, боль, экстаз, печаль, гнев и любовь.

Паскаль Дюсапен учился сочинять у Оливье Мессиана, Яниса Ксенакиса и Франко Донатони. Начав с гипер-сложных для восприятия композиций, он постепенно смягчил свой стиль, пришел к простоте, гармоничности и самоограничению, получив славу одного из самых успешных и востребованных композиторов современной Франции.

Дягилевский фестиваль — один из крупнейших музыкальных форумов в России. Он проходит в Перми, где провел детство выдающийся импресарио Сергей Дягилев. Фестиваль стремится укреплять и развивать традиции Дягилева и исследует различные формы творческого поиска, нового театрального языка и современных тенденций академической музыки. Художественный руководитель фестиваля — Теодор Курентзис. Фестиваль проходит ежегодно летом. С 2020 года проводится трехдневный зимний «спутник» фестиваля — «Дягилев+».

< Назад в рубрику