Участники сессии о независимом контроле за выборами на полях Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) дали свои оценки предстоящим в ЕДГ-2024 выборам, обсудили российское выборное законодательство и сравнили его с зарубежным. Об этом говорится в сообщении Независимого общественного мониторинга (НОМ).
Узнайте больше в полной версии ➞Сентябрьские избирательные кампании в регионах с особо конкурентными кампаниями будут взяты под общественный контроль: эксперты анализируют выдвижение и регистрацию кандидатов, планируют направить в регионы усиленные миссии наблюдения и уже фиксируют в этих регионах попытки внешнего вмешательства в процесс.
Сессию открыла модератор, председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, исполнительный директор НОМ Алена Булгакова. Она напомнила, что в мире в 2024 году более чем в 60 странах проходят президентские и парламентские выборы, в которых примут участие более два миллиарда избирателей. «В условиях политизации международного наблюдения за голосованием на выборах, которая влечет за собой применение произвольных критериев их оценок, возрастает роль независимого общественного наблюдения, проводимого в соответствии с национальным законодательством на основе стандартизированной процедуры наблюдения. В этих обстоятельствах как никогда остро стоит вопрос об объективности работы действующих институтов наблюдения в условиях новой реальности. В этом контексте России есть чем гордиться», — отметила она.
Сопредседатель Ассоциации юристов России Владимир Плигин в своем выступлении подтвердил, что сформировавшееся российское законодательство, регулирующее выборы, предусматривает всю полноту форм многоуровневого общественного контроля. По его словам, этот институт является неотъемлемой частью формирования доверия к выборам, обеспечивает открытость и гласность избирательного процесса.
Он напомнил, что тема становления российского избирательного законодательства сопровождалась большими дискуссиями, в том числе дискутировались такие стратегические вещи, как переход от смешанной системы формирования Госдумы к системе пропорциональной. «Каждый раз это был результат серьезного социологического анализа развития российского общества, а не спонтанные вещи, каждый раз находился механизм, который должен был отражать предпочтения людей», — отметил он. И также, по словам Владимира Плигина, законодательство реагировало на вопрос формирования партийной системы. В результате длительных дискуссий с партиями в избирательном процессе появился новый участник общественного контроля — политические партии.
Член ЦИК России Игорь Борисов подчеркнул, что общественное наблюдение отвечает запросу общества на достоверность информации о выборах. По его словам, комиссия приветствует работу всех наблюдателей, чья цель в объективном взгляде на выборы и содействии в защите избирательных прав, а не наоборот. Он подчеркнул, что зарубежное вмешательство в сентябрьские кампании уже фиксируется: по индивидуальным каналам наблюдателям, журналистам и членам комиссий рассылаются угрозы и поступают звонки «с целью запугать и дезинформировать». «К этому нам тоже нужно готовиться в ходе Единого дня голосования», — заключил он. «Мы ожидаем, что на предстоящем Едином дне голосования количество недостоверной информации может превысить 50 процентов», — рассказал член ЦИК, добавив, что в этой части ЦИК поддерживает решение законодателей приостановить участие России в Парламентской ассамблее ОБСЕ, которая демонстрирует тенденциозный подход в оценке российских выборов.
В продолжение темы член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод рассказал о работе НОМ с международными экспертами и наблюдателями из Англии, США, стран Европы, которые давали объективные оценки проходившим в России выборам. Некоторые из них за это подвергались гонениям в своих странах. Критикуя двойные стандарты в деятельности БДИПЧ, правозащитник отметил значимость альтернативного института международного наблюдения, его неангажированность, объективность и профессионализм.
О личном опыте такого отношения рассказал электоральный эксперт, правозащитник Руслан Панкратов (Латвия). На выборах президента он посещал избирательные участки в качестве международного наблюдателя, а также увидел лично, как работает видеоконтроль — с просмотром и перемоткой записей. «Ничего подобного в Латвии, Литве, Эстонии и других странах не существует, Россия в этом смысле имеет уникальный и один из лучших опытов, которым необходимо делиться на фоне разрушения демократических институтов», — считает он. «При этом за объективные оценки выборной системы зарубежных наблюдателей подвергают прессингу: Ольга Петерсен была изгнана из фракции в парламенте Гамбурга только за то, что позволила себе сказать, что выборы президента в России прошли честно», — напомнил он.
Ответственный секретарь Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, глава рабочей группы по мониторингу избирательных прав граждан СПЧ Александр Точенов сообщил, что в этом году члены МРГ СПЧ в дни голосования, предварительно, будут работать в 12 регионах, в том числе в субъектах РФ, в которых ожидается особенно остро конкурентная борьба — в Санкт-Петербурге, Москве и Хабаровске. Он напомнил, что рабочая группа не ограничивается мониторингом дней голосования, а наблюдает за кампаниями с их старта — проводятся встречи с общественными штабами и экспертами, где открыто обсуждаются разные аспекты подготовки к предстоящим выборам.
Высокая конкуренция на кампаниях Единого дня голосования-2024 заметна уже сейчас, обратил внимание политолог, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Александр Асафов. По данным эксперта, по состоянию на 25 июня, всего потенциальных кандидатов на пост глав регионов (те, что выдвинулись и те, что только заявили о желании участвовать) — 125 человек. «Средняя конкурентность на выборах глав регионов — около шести человек на место», — также сообщил он.
Высокую конкурентность показывают и выборы в Московскую городскую думу, где за 45 вакантных мандатов собираются побороться как минимум восемь партий. Конкуренция на место, сообщил А. Асафов, составляет около семи человек на место, на сегодняшний день потенциальных кандидатов — 311 человек.
Заместитель председателя Корпуса «За чистые выборы», федеральный координатор Ассоциации НОМ Алексей Песков, в свою очередь, заметил, что сегодня в общественном наблюдении участвует большой спектр некоммерческих организаций, представляющих людей самых разных социальных групп, интересов, возрастов и профессий.