Вице-президент Т-Банка Алексей Бакланов рассказал «Известиям» об объединении рынка и грядущем переломе в борьбе с мошенничеством, раскрытии новых схем мошенничества с помощью фрод-рулетки и добавлении новых сценариев в защитные технологии банка.
Узнайте больше в полной версии ➞Вице-президент Т-Банка Алексей Бакланов заявил, что фрод-рулетка начала менять сценарий с мошенниками — хищник сам становится добычей. Как он отметил в интервью «Известиям», «Фрод-рулетка» — это сложный экспериментальный проект, который уже на стадии раннего тестирования показывает феноменальные результаты.
«"Фрод-рулетка" начала менять в корне сценарий взаимодействия людей с мошенниками, в ее механике хищник, то есть, мошенник, сам становится добычей — он попадает в зависимость от пользователя, который теперь сам играет с преступником в кошки-мышки, причем абсолютно безопасно для себя. У этого сервиса большой потенциал с точки зрения нейтрализации мошенников. Кроме того, это единственный в России и, может быть, в мире инструмент, который позволяет потренироваться общению с реальными мошенниками во время реальной попыткы обмана и почувствовать на себе вот это давление. Не в теории, а на практике», — отметил он.
Сервис начали открывать для всех желающих. Пока собирают заявки и поэтапно открывают доступ. Есть даже идеи создавать отдельные антимошеннические колл-центры, которые будут на больших масштабах нейтрализовывать настоящие колл-центры, занимающиеся разводом россиян, в том числе из-за рубежа.
Топ-менеджер также рассказал о выявлении мошеннических схем на этапе зарождения: так, писатель и сценарист Сергей Минаев, который также принимал участие в тестировании «Фрод-рулетки», на прошлой неделе выложил звонок, где ему звонили от имени Мосэнерго и пытались «развести» под этой легендой. Эту схему также широко стали писать на прошлой неделе. А до этого пранкеры Вован и Лексус буквально в прямом эфире, на глазах у тысяч людей, с помощью «Фрод-рулетки» выявили новый сценарий мошенников.
Рынок уже начал объединяться в борьбе с мошенниками, подчеркнул топ-менеджер. Необходимо наладить более оперативный обмен данными между банками и операторами и повысить качество этих данных. По его словам, это позволит на порядок эффективнее предотвращать мошенничество и накрыть так называемым «технологическим куполом» россиян. Со слов Алексея Бакланова, инициатива по созданию аналога Финцерта ЦБ — Телецерта уже обсуждается в рабочей группе ЦБ и есть надежда, что она станет законодательно закрепленным решением и реальным проектом. Это позволит бороться с серыми сим-картами, облачными АТС, обслуживающими мошеннические колл-центры и другими ключевыми проблемами телефонного мошенничества.
По оценкам ЦБ, за прошлый год россияне потеряли порядка 16 миллиардов рублей. Только за I квартал 2024-го — это сумма в 4,2 миллиарда. Интересно, что доля второго банка в стране по количеству клиентов (база клиентов достигает уже 44 миллиона человек) в этих потерях занимает шесть процентов.
«Однако мы не расслабляемся», — заявляет Алексей Бакланов.
Банк продолжает совершенствовать свои технологии борьбы с мошенниками. Клиенты Т-Банка и Т-Мобайла защищены в 10 раз лучше, чем клиенты с симками других операторов.
Благодаря взаимодействию защитных технологий банка и оператора, сервис «Защитим или вернем деньги» с начала работы спас полмиллиарда рублей, а клиентам, которые стали жертвами мошенников, банк вернул порядка 10 миллионов рублей, сказал Бакланов. Сервис пополняется новыми сценариями мошенников, в частности специалисты банка обучили нейросети для защиты клиентов от схемы с лжеработой, которая недавно вошла в топ-3 самых распространенных сценариев.
«Еще до того, как мы успели добавить схему в сервис, случился кейс с одной нашей клиенткой: она искала подработку копирайтером, но, к сожалению, попалась на уловку мошенников и отдала им более 1 миллиона рублей. Мы возместили ей средства», — сообщил Бакланов.
Сейчас банку удалось достичь эффективности почти в 100 процентов, отметил топ-менеджер. В будущем планируется также научиться выявлять и защищать от сценария с лжеинвестициями, на которых клиенты пытаются заработать 300 процентов годовых, а в итоге теряют все свои сбережения.