В конце июля мировые СМИ облетели необычные кадры. Десятки молодых индейцев в набедренных повязках, вооруженные луками и стрелами, вышли на берег реки в Перу. Сразу же выяснилось, что это не слет любителей исторической реконструкции, а самые настоящие индейцы, которые живут в джунглях Амазонки с незапамятных времен и не спешат вступать в контакт с соседями из современности. В августе индейцы напали на лагерь лесорубов и покалечили несколько человек. «Лента.ру» рассказывает о конфликте народа машко-пиро с современными жителями Перу.
Узнайте больше в полной версии ➞Информация о том, что машко-пиро атаковали лагерь лесорубов-нелегалов, появилась в августе. Заметку об этом на своем сайте опубликовала организация Survival International, которая занимается защитой коренных народов по всему миру. Впрочем, правозащитники не смогли дать полной картины случившегося.
Машко-пиро относятся к так называемым неконтактным народам. Они с крайним подозрением, а чаще — агрессией, относятся к чужакам, почти полностью отвергают контакты с ними и живут так же, как и их предки тысячи лет назад.
В научном сообществе по поводу неконтактных народов нет единого мнения. Одни специалисты считают, что их надо так или иначе интегрировать в современное общество, другие — что нужно оставить их в покое. У последних есть весомые аргументы: в частности, у изолированных племен нет иммунитета к большинству современных болезней. Сторонники контакта озабочены спасением исторического наследия этих людей, фольклора и истории, которые могут пролить свет на прошлое человечества.
Появление индейцев-затворников у поселения Монте-Сальвадо в конце июля многие СМИ назвали неожиданным, однако антропологи и правозащитники сразу заявили, что причины события ясны и хорошего в них мало. В регионе Мадре-де-Дьос, где обитают машко-пиро, действуют многочисленные лесозаготовочные концессии. Одна из них — Maderera Canales Tahuamanu (MCT) — уже начала вырубку на территории национального парка, где живут индейцы.
В Survival International заявили, что местные власти выдали лицензии многим лесозаготовщикам, несмотря на разговоры о необходимости защиты коренных жителей региона. Официальные компании соперничают там с нелегалами, а теперь, похоже, и с индейцами. В августе дело, судя по всему, дошло до кровопролития. Опять.
История отношений машко-пиро с белыми полна драматизма. Этот народ подвергся настоящему геноциду еще в конце XIX — начале XX веков. Во времена каучуковой лихорадки в Перу печально знаменитый предприниматель Карлос Фермин Фицкаральд натравил на индейцев свою частную военную компанию, чтобы очистить местность для добычи драгоценного материала. В 1894 году огромная часть машко-пиро была просто истреблена.
Впрочем, по мнению антрополога Гленна Шепарда, который столкнулся с людьми машко-пиро в 1999 году, их стали чаще замечать исключительно потому, что цивилизация неумолимо надвигается на эти древние леса, уничтожая их. Причем цивилизация часто появляется там в лице тех самых лесорубов-браконьеров, которые с индейцами ведут себя примерно так же, как Фицкаральд.
Десять лет назад в районе Мадре-де-Дьос уже случился инцидент, который обратил на себя внимание всего мира. В декабре 2014-го около 200 машко-пиро атаковали ту самую деревню Монте-Сальвадо, рядом с которой их заметили и теперь.
Индейцы, вооруженные луками и стрелами, ворвались в поселение и разграбили его. Их добычей стали мачете, веревки, одеяла, домашняя утварь вроде кастрюль и другие металлические предметы. Кроме того, они перебили весь домашний скот и забрали мясо.
При этом никого из своих более цивилизованных соседей (в Монте-Сальвадо тоже живут индейцы, но вполне контактные) они не тронули. Подвергшиеся нападению говорят на языке, похожем на язык машко-пиро, и время от времени контактировали с затворниками. Но на этот раз все выглядело совсем иначе.
Тогда эксперты решили, что в племени наступили тяжелые времена и грабеж был вынужденной мерой. Однако еще в августе 2013-го группа из 100 мужчин, женщин и детей машко-пиро появилась на противоположном берегу реки от Монте-Сальвадо, и случилось странное трехдневное «стояние на реке Лас-Пьедрас».
Мужчины неконтактного народа размахивали копьями и целились из луков в жителей Монте-Сальвадо, хотя ни одной стрелы не выпустили. Позже они ушли так же неожиданно, как появились. Потом, до нападения в декабре 2014-го, семьи машко-пиро трижды приходили к соседям и вполне мирно просили помочь.
Одним словом, понять, что в головах у людей, которые живут в своей собственной вселенной, неохотно и вынужденно вступают в контакт только с соседями и вряд ли понимают, что окружающий мир несравнимо больше их леса и окрестностей реки Лас-Пьедрас — крайне сложно.
В конце июля около 50 мужчин и подростков машко-пиро появились рядом с деревней Иине в районе Монте-Сальвадо. Еще 17 индейцев-воинов заметили рядом с деревней Пуэрто-Нуэво. Все они были вооружены и настроены воинственно.
То, что пришли индейцы без женщин, говорило об их желании силой выдворить чужаков. По крайней мере, они четко дали понять, что недовольны происходящим и не собираются покорно принимать все это. В конце концов, они прекрасно знают, что было в прошлый раз, когда белые пришли в лес — очевидно, события 120-летней давности передаются из уст в уста из поколения в поколение.
Представители компании Maderera Canales Tahuamanu утверждали, что все будет хорошо. В их уставе записано, что рабочие должны уважать машко-пиро и не вторгаться на их территорию. Но правозащитники не верят в выполнение первого пункта хотя бы потому, что второй уже нарушен. Власти Перу, кажется, просто устранились от ситуации, прикрывшись бумажками с закрепленными в них благими пожеланиями.
Теперь конфликт, похоже, перешел в горячую фазу. Правозащитники уверены, что без решительных действий властей по пресечению вырубки лесов в регионе, как официальными компаниями, так и нелегалами, может разразиться настоящая война, которая, скорее всего, погубит уникальный народ.