Экономика
13:32, 22 августа 2024

В Сбере рассказали о росте популярности оплат по QR-коду

Более 17 миллионов россиян воспользовались оплатой с помощью QR-кодов
Константин Паршин
Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ

Технология оплаты с помощью QR-кодов стала развиваться в России два года назад, и теперь средние транзакции совпадают с обычным поведением по безналичному обороту на банковских картах, рассказал в интервью «Бизнес ФМ» старший вице-президент Сбера Дмитрий Малых.

Узнайте больше в полной версии ➞

По его словам, это число может кратно вырасти после запуска единого QR.

«В оффлайне пользователи пока не нащупали свой новой основной метод безналичной оплаты. И сейчас в оффлайне примерно 86 процентов проводится по банковским карточкам и 14 процентов — по новым методам оплаты, куда входит и QR, и NFC, и биометрия. И вот это самый интересный рынок. Непонятно, что выберет клиент, какие инвестиции будут лучшими», — отметил Малых.

Он также напомнил, что год назад Банк России сообщил о необходимости создания единой платформы для стандартизации рынка платежей по QR-кодам. В свою очередь Сбер предложил переиспользовать свою платформу multi-QR, к которой уже подключены 18 банков, а НСПК предложила создать новую платформу под своим руководством.

«Летом 2024 года Сбер, Альфа-Банк и Т-Банк объявили о создании консорциума банков, к которому предложили присоединиться другим участникам рынка. Противоречий у нас нет, и функциональность плюс-минус одинакова, но есть различные бизнес-модели. Мы, как Сбер, продвигали нашу платформу multi-QR, заложили фундамент, рыночные принципы, ценообразование, чтобы была возможность мотивировать пользователя. Потому что, в конечном итоге, именно пользователь принимает решение, как платить безналичным способом», — подчеркнул Дмитрий Малых.

По его мнению, отличие модели НСПК в том, что предлагает мерчантам меньшую комиссию за транзакции при оплате через QR-код своей системы быстрых платежей, чем другие банки. Логика, которая закладывалась в это решение — мотивация торговых и сервисных предприятий массово распространять этот способ оплаты и делать скидки для покупателей.

«Однако при использовании такой модели банки уже не могли сохранять привычный кешбэк для клиента, а скидки по QR-коду от системы быстрых платежей носят нерегулярный характер. Низкая комиссия для продавца не говорит о том, что цена на товар становится ниже. Это просто акция для клиента под конкретное действие. Но если посмотреть на 2021 год, на 2022 год, на 2023 год, то мы не видим никаких изменений цен для клиентов по всем сферам бизнеса. То есть мы видим и эффект инфляции, видим в том числе подъем цен. Это говорит о том, что клиенты действительно платят ровно столько, сколько бы они платили по любому методу, но исключают возможность получения кэшбэка от банков в настоящее время», — пояснил топ-менеджер Сбера.

< Назад в рубрику