Экономика
08:10, 4 сентября 2024

Зампред Сбера рассказал о воздействии мошенников на эмоции людей

Станислав Кузнецов: мошенники всегда воздействуют на эмоции человека
Фото: René Ranisch / Unsplash

Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов заявил, что дипфейки в основном используются в качестве дополнительного инструмента убеждения в уже известных сценариях мошенничества, например, при взломе аккаунта родственника или друга. О воздействии мошенников на эмоции людей он рассказал в интервью «РИА Новости».

Узнайте больше в полной версии ➞

«По-прежнему, наиболее актуальными и опасными мошенническими схемами являются звонки по телефону и через мессенджеры от имени сотрудников правоохранительных органов и Центрального банка с необходимостью перевода денег на безопасный счет. Тут есть два пути возможного развития событий: мошенники либо запрашивают данные карты, пароли из смс и другую информацию, чтобы самим похитить деньги, либо убеждают людей самостоятельно совершать операции: переводы, снятия и зачисления в банкоматах, оформление кредитов. Провоцируя людей самостоятельно совершить операцию, злоумышленники при общении подчеркивают, что не запрашивают никаких реквизитов и данных, таким образом вызывая дополнительное доверие жертвы», — отметил он.

По словам Кузнецова, в этом году стали популярны сценарии с целью доступа к аккаунту на Госуслугах. Мошенники используют для этого множество различных предлогов в зависимости от возраста жертвы. Например, пожилым могут звонить от имени медицинского учреждения или социальных организаций, сообщать о перерасчете пенсии и под предлогом записи на прием в организацию просят продиктовать трехзначный код из смс для входа в аккаунт. Молодым людям могут сообщать о поступлении посылки или письма, или звонят от имени сотовых операторов с сообщением о необходимости продлить договор обслуживания.

Конечная цель мошенников при сценарии с Госуслугами, как правило, сводится к тому, чтобы оформлять займы в МФО через взломанный аккаунт. Причем мы видим, что преступники действуют двумя группами: первая взламывает личный кабинет, меняет пароль и устанавливает секретный вопрос, чтобы жертва не могла восстановить доступ, потом заказывает справки для НДФЛ и готовит аккаунт уже для другой группы, которая занимается оформлением кредитов.

«Информацию из взломанного аккаунта также могут использовать для реализации дальнейших мошеннических схем. Мы в Сбере разработали простой и эффективный способ борьбы с таким видом мошенничества – нужно отключить возможность авторизации на сайтах МФО через портал Госуслуг – тогда мошенники потеряют к нему интерес», — сказал Кузнецов.

По его словам, каким бы ни был предлог мошенников, во всех схемах они всегда воздействуют на эмоции человека – страх или желание получить выгоду. При этом потенциальной жертве не дают времени на принятие осознанного решения, торопят. Злоумышленники часто сначала связываются с жертвой с поддельного аккаунта руководителя и сообщают, что в организации проходит проверка, поэтому в ближайшее время свяжутся сотрудники из органов, и необходимо оказать им всяческое содействие. Далее развивается классический сценарий с переводом личных денег или средств организации якобы на безопасные счета.

«Кроме того, мы фиксируем случаи, когда злоумышленники даже не утруждают себя и не формируют легенду, а с самого начала угрожают физической расправой жертве и ее близким, называя персональную информацию, которую можно найти в открытом доступе в интернете, например, адрес места жительства. С начала года мы предотвратили мошенничества в отношении наших клиентов на общую сумму более 200 миллиардов рублей», — сказал Кузнецов.

Алена Шаповалова

< Назад в рубрику