Экономика
14:34, 5 сентября 2024

Rambler&Co исследовал отношение россиян к употреблению рыбы

Rambler&Co: 11 процентов россиян регулярно потребляют рыбу
Татьяна Романова
Фото: Caroline Attwood / Unsplash

В рамках IX Восточного экономического форума состоялась экспертная дискуссия «Барьеры и драйверы потребления рыбы в России: маркетинг и развитие здорового питания населения», в которой были приведены данные совместного исследования аналитиков медиахолдинга Rambler&Co и СберМаркетинга.

Узнайте больше в полной версии ➞

Как показал опрос Rambler&Co, мясо птицы (в основном курицу) регулярно едят 62 процента россиян, мясо животных — 27 процентов. А вот рыба в повседневном рационе есть лишь у 11 процентов из 100 тысяч опрошенных. И хотя в последние годы объем вылова рыбы растет, ее потребление внутри страны падает (исследование сделано на основе данных аналитической компании NTech).

Какие барьеры есть у россиян, какие драйверы можно использовать для роста категории и как развивать культуру потребления рыбы — эти вопросы легли в основу масштабного исследования СберМаркетинга. Сегодня результаты этой работы были озвучены на экспертной дискуссии с участием представителей органов власти и ведущих ретейлеров страны.

В числе барьеров, которые мешают россиянам включать рыбу в свой рацион, эксперты назвали низкую ценовую доступность рыбы, особенно в регионах, удаленных от мест вылова. Другая проблема — ограниченный выбор: преимущественно замороженные и не всегда качественные продукты. Еще одно препятствие — недостаток информации. Многие не знают, как правильно выбирать и готовить рыбу, чем она полезна и как ее употребление в пищу связано со здоровым образом жизни. Недостаточно развита культура потребления: в то время как мясо давно вошло в привычку, рыба воспринимается как праздничный продукт, а не часть ежедневного рациона.

«Я полностью подтверждаю, есть два самых важных фактора: это культура потребления и подача в магазине. Самый яркий проект, который стартовал у нас на Камчатке три года назад, называется "Камчатская рыба". Это прямые взаимоотношения, прямые поставки без посредников между розничной торговой сетью, с одной стороны, и рыбаком, тем, кто эту рыбу вылавливает. В результате сегодня покупатель, когда приходит в магазин, на ценнике видит две цены. Первая цена — производителя. Вторая — магазина», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.

Этот проект повышает доступность рыбы для жителей Камчатки. Но что можно предпринять во всероссийском масштабе, на какие рычаги нажать, чтобы граждане стали чаще покупать рыбу? Эксперты пришли к выводу, что важную роль здесь играет эффективный маркетинг. Рыбу нужно продвигать, и делать это надо с умом.

«Российской рыбе жизненно важен качественный маркетинг, причем комплексный. Нужно правильно коммуницировать с потребителями, системно улучшать качество продукта и его имидж, тщательно подходить к выкладке товара, обеспечить его доступность — как территориальную, так и ценовую — для разных групп населения, бережно выращивать бренды, в том числе региональные. Важно отметить — необходимо активное вовлечение в эту работу представителей всех заинтересованных сфер, включая добычу и переработку рыбы, ретейл, маркетинговые агентства и, конечно, государства. При синергии усилий бизнеса и эффективной поддержки соответствующих ведомств на местах мы обязательно достигнем тех высоких показателей, которые поставили перед отраслью», — рассказал генеральный директор СберМаркетинга Станислав Андреев.

Участники дискуссии подчеркнули, что государство и бизнес заинтересованы в том, чтобы потребление рыбы и морепродуктов в России росло. Так, уже реализуется проект «Перекрестка» «Дальневосточная рыба» — он помогает сделать качественную рыбу доступной даже в регионах, удаленных от мест вылова.

Главный вывод экспертов: чтобы россияне покупали больше рыбы, необходимо сформировать культуру ее ежедневного потребления. Цена при этом не основной барьер. По мнению участников дискуссии, пропаганда здорового питания, информирование россиян о пользе рыбы, размещение информации о ней в СМИ, проведение кулинарных мастер-классов, обучение потребителей выбору и приготовлению рыбных блюд станут важнейшими драйверами роста потребления этой категории. И роль маркетологов здесь первостепенна.

Таким образом, низкое потребление рыбы — комплексная проблема, которая требует системных решений. Увеличение доставки качественной рыбы в регионы, развитие рыбоперерабатывающих предприятий, пропаганда здорового питания с упором на рыбу и эффективная маркетинговая стратегия — все это важные шаги, которые помогут сделать рыбу неотъемлемой частью ежедневного рациона россиян.

Опрос проходил на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 15 по 22 августа 2024 года, охват превысил 100 тысяч интернет-пользователей, среди которых 58 процентов мужчин и 42 процентов женщин.

< Назад в рубрику