Россия
15:18, 6 сентября 2024

На ВЭФ рассказали об объемах утечки персональных данных россиян

Сергей Лебедь: объем утечки персональных данных граждан увеличился в шесть раз
Фото: Екатерина Якель / «Лента.ру»

С начала года россияне получали по 20 миллионов мошеннических звонков в сутки. Половина из них — через мессенджеры. К настоящему моменту это количество удалось снизить до шести миллионов, рассказал в ходе ВЭФ на сессии «Цифровой суверенитет и безопасность граждан: правовые модели» вице-президент по кибербезопасности Сбербанка Сергей Лебедь.

Узнайте больше в полной версии ➞

По его словам, Сбер с 2020 года ведет мониторинг утечек персональных данных, которые появляются в приватных каналах и публичном поле. Банку известно более тысячи источников информации, в которых хранится более трех миллиардов записей о гражданах России.

«Причем в 2020 году было порядка 500 миллионов таких записей, за 2022 год приросло более миллиарда записей, в 2023-м — 1,5 миллиарда. То есть за четыре года произошел почти шестикратный рост объемов утекшей информации. А украденные персональные данные — это фундамент, на котором строят свою преступную деятельность телефонные мошенники. В России сейчас "пандемия" мошенничества. Но вырос "средний чек" мошенничества, и схемы обмана становятся все более изощренными. Мы в этом году выпустили третий каталог схем мошенничества, там их около 200, и мы видим, что реализация каждой из этих схем становится возможной только благодаря доступу мошенников к персональным данным. Поэтому можно констатировать: сегодня уже не существует тайны личной жизни. Вопрос в том, как обеспечить ее в будущем», — сообщил Сергей Лебедь.

Он также подчеркнул, что у Сбера эффективность защиты от кибермошенников — 99,8 процента. То есть из 1000 попыток мошенничества 998 банк выявляет.

«Но большинство хищений, которые мы сегодня наблюдаем, — это следствие "взлома" не технологий защиты, а человека. Человек сам все делает, чтобы отдать деньги злоумышленникам. Технологически защититься от этого практически невозможно. Надо разговаривать с людьми, повышать уровень их знаний о киберугрозах. Именно неосведомленность граждан об элементарных правилах кибергигиенты не позволяет им противостоять изощренным мошенническим схемам обмана. Мы создали библиотеку знаний по кибербезопасности "Кибрарий", разработали обучающий онлайн-курс "Вселенная персональных данных: защита в интернете", доступный бесплатно всем желающим на портале "СберСова". Выпущены видеоролики и обучающие курсы в мобильном приложении "СберБанк Онлайн", где также есть сервисы по кибербезопасности, которые, например, позволяют проверить сайт на предмет фишинга, подключить уведомления о банковских операциях близкого человека, активировать определитель мошеннических номеров и сделать многое другое», — пояснил Лебедь.

Константин Паршин

< Назад в рубрику