Экономика
16:09, 18 декабря 2024

«Национальные приоритеты» рассказали о кадрах на растущем рынке туризма России

Представлен доклад «Кадры для туризма: от сферы услуг к индустрии счастья»
Григорий Гончаров (Райтер)
Фото: «Национальные приоритеты»

«Национальные приоритеты» представили аналитический доклад «Кадры для туризма: от сферы услуг к индустрии счастья». Одной из главных проблем авторы доклада обозначили рассогласование растущего спроса на путешествия по России с реальным обеспечением потребностей отрасли в кадрах. Инструментами ее решения эксперты назвали повышение престижа отрасли, конкурентоспособность профессий и изменение подходов к подготовке кадров для туризма.

Узнайте больше в полной версии ➞

После пандемийного спада индустрия туризма и гостеприимства в России восстановилась: по данным Минэкономразвития России, в 2023 году число внутренних туристических поездок превысило 79,6 миллиона (на 21 процент больше, чем в 2022 году), численность работников индустрии составила 1,1 миллиона. К 2030 году в рамках обновленного национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» эти показатели планируется увеличить.

«К 2030 году в рамках обновленного национального проекта «Туризм и гостеприимство» планируется увеличить число поездок по стране до 140 миллионов в год, а число занятых в туристической отрасли — до 1,5 миллиона. В связи с этим перед нами стоит ключевая задача по качественной подготовке и развитию кадров. Более 73 тысяч бюджетных мест установлено в этом году по программам высшего и среднего профессионального образования, связанным с туризмом и гостеприимством, ведется активная работа по повышению квалификации и профессиональному переобучению уже работающих специалистов. В планах — сделать отдых в России еще более комфортным и безопасным и выполнить цели, поставленные перед нами президентом Владимиром Путиным», — отметил заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко.

Согласно данным аналитического доклада, благодаря реализации проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2021-2024 годов:

• до 1,1 миллиона выросла численность работников индустрии в 2023 году

• 79,6 миллиона внутренних поездок по России было совершено в 2023 году (на 21 процент больше, чем в 2022 году)

• за 10 месяцев 2024 г. количество поездок увеличилось на 11,1 процента по сравнению с тем же периодом 2023 года и
достигло 72,8 миллиона

• в июле 2024 году был зафиксирован исторический максимум количества туристских поездок в месяц — 10 миллионов

• более 800 миллиарда рублей составил объем инвестиций бизнеса в развитие индустрии в 2023 году (на 30 процентов
больше, чем в 2022 году), более 377 миллиардов рублей — за первое полугодие 2024 года

• 12,5 тысячи новых отельных номеров было введено в эксплуатацию в 2023 году (на 10 процентов больше, чем в 2022 году),
на 18 процентов увеличилось число классифицированных номеров

• более 73 тысяч бюджетных мест было выделено в колледжах и вузах для студентов по специальностям в индустрии
туризма и гостеприимства

• 3 отраслевых центра подготовки было создано в 2023-2024 годах, более 4,3 тысячи специалистов индустрии прошли
программы переподготовки и повышения квалификации.

При этом с учетом реализации нацпроекта потребность в кадрах к 2030 году составит не менее 400 тысяч человек, из них: 320 тыс. сотрудников для гостиничной сферы и 80 тысяч — для сферы туристического сервиса. Это работники турагентств и туроператоры, сотрудники отелей, а также гиды, инструкторы-проводники, экскурсоводы, сотрудники общепита и т.д.

«Дефицит кадров — серьезная проблема для индустрии туризма. Несмотря на успешный летний сезон, многие отельеры отметили, что столкнулись с проблемами в сервисе», — сообщила руководитель агентства по туризму Иркутской области Евгения Найденова.

На начало 2024 года средняя заработная плата в гостиничном бизнесе составила 55 тысяч рублей, в то время как средняя зарплата в России — 75 тысяч рублей. Несмотря на рост оплаты труда в этом сегменте (+20 процентов за первое полугодие 2024 года), она остается ниже среднерыночной, побуждая соискателей выбирать другие отрасли.

По итогам II квартала 2024 года в индустрии туризма и гостеприимства не хватает более 108 тысяч сотрудников всех уровней: от высшего менеджмента до линейного персонала. За 2023-2024 года в индустрии туризма и гостеприимства количество вакансий увеличилось на 21 процент. При этом соотношение к нему количества активных резюме сократилось с 5,2 в 2023 году до 3,4 в 2024 году.

В связи с этим ключевая задача — ускоренная подготовка и сохранение в отрасли кадров, готовых поддерживать высокий уровень сервиса и помогать развитию ее обновленного формата.

Эксперты выделили три ключевых действия, которые должны помочь преодолеть потребность в кадрах.

Повышение престижа индустрии гостеприимства за счет создания позитивного образа индустрии в медийном пространстве и кино, а также проведения бизнес-экскурсий и гостевых лекций практиков для молодого поколения и потенциальных кадров.

Изменение подхода к привлечению и удержанию сотрудников — рост уровня оплаты труда и комфорта рабочих мест, создание благоприятной атмосферы на рабочем месте и возможности получать премии за качественно выполненную работу, преодоление сезонности занятости за счет обучения смежным профессиям, адаптация выпускников и демонстрация понятных карьерных возможностей, сохранение рабочих мест за представителями старшего поколения.

Изменение подхода к подготовке специалистов. Чтобы учить студентов с востребованным набором компетенций, необходимо уйти от модели догоняющей роли образования и готовить специалистов в тесной связке с работодателем. В качестве эффективных инструментов эксперты предлагают использовать модульную систему обучения, гибкое планирование производственных практик, создание учебных гостиниц (пространство для стажировок, максимально приближенное к реальности), проведение гостевых лекций экспертами-практиками, а также расширение участия колледжей в федеральном проекте «Профессионалитет».

< Назад в рубрику