В Сети опубликован первый выпуск нового проекта «Лидеры с Лилией Абрамовой», в котором ведущая Лилия Абрамова (Татарка FM) раскрывает профессиональные и личностные качества героев проекта, их мировоззрение, философию, ценности, образ жизни.
Узнайте больше в полной версии ➞Первый герой проекта — всемирно известный кристаллограф-теоретик, химик, профессор Сколковского института науки и технологий Артем Оганов. В 2015 году, проработав 16 лет на Западе, ученый вернулся в Россию. В интервью Лилии Абрамовой он поделился сокровенным — о жизни и работе за границей, почему принял решение развивать науку на родине, в чем он видит свою миссию и что такое счастье.
Артем рассказал, что в период его получения президентского гранта на стажировку за границу, в России люди не верили в существование будущего у нашей страны.
«В те годы многие люди, включая меня, не верили, что у России есть будущее. Западные газеты пестрели с головками на первой полосе “Россия умерла”. Они писали, что будущего нет, страна в процессе распада, и через годик-другой, слово такое с политической карты мира исчезнет. Я был уверен, что так оно и произойдет. Все к этому действительно шло. То, что этого не произошло, это чудо», — рассказал он.
Оганов также поделился воспоминаниями о получении стипендии и отъезде в Англию. В то время считалось, что уехать из страны можно, только имея связи и только в один конец, без возможности вернуться. Поэтому получение стипендии стало для него не только сбывшейся мечтой, но и настоящей неожиданностью.
«Вот я мечтал тогда уехать, но уехать куда? Все же знают — все схвачено только по блату, а у меня блата никакого не было. Сейчас у меня полно знакомств в самых разных сферах, тогда я был никто и звать меня никак. И вот надо ж, звонят мне, говорят: “вы выиграли”. Я был потрясен: как, в абсолютно коррумпированной стране, не имея никаких знакомств, связей и не имея влиятельных родителей, я выиграл стипендию. Да ладно, выиграл, поехал в Англию, будучи уверенным, что больше никогда сюда не вернусь», — отметил он.
В беседе с Лилией Абрамовой Артем Оганов признался, что, как и многие либералы, негативно отзывался о жизни в России. Однако именно жизнь за границей научила его уважать свою страну и не критиковать ее публично.
«Это мне очень, очень много дало то, чему я там научился и профессионально, и с точки зрения личностной. Вот эти уроки английской жизни были бесценны. Первый из которых, как ни странно, был уважать свою страну. Как многие наши либералы: вот они считают, что будут ругать свою страну направо, налево и так сойдут за своих и там. Вот я тоже кому-то там из англичан сказал: “Россия такая ужасная, так рад, что я наконец в цивилизованной стране”. Он мне говорит: “Больше так никогда не говори. Тебе, может, многое не нравится в своей стране. И мне в моей стране, в Англии, тоже, может, многое не нравится. Но я, если буду об этом говорить направо-налево, буду себя чувствовать полным ничтожеством. И все вокруг так будут считать, что я полное ничтожество. Поэтому, если ты хочешь сойти за умного от таких вещей, больше никогда не говори”», — сказал он.
Также Оганов рассказал, что, живя в России, активно участвовал в политических мероприятиях в России и восхищался политическими лидерами США и Великобритании. Тогда было модно признаваться в любви к ним и только приехав в Англию, герой пересмотрел свои взгляды:
«Да, я на демонстрации какие-то, на митинги какие-то ходил. Я был в той очереди, которая много часов была на пушкинской площади. Я там тоже был. Обожал Горбачёва, Ельцина… Радовался распаду Советского союза. Обожал Рейгана и Маргарет Тетчер. Если бы у меня кто-то спросил тихим голосом: а за что ты их так любишь, что они тебе или кому-то хорошего сделали? Я, наверное бы, не нашёлся, что ответить — никаких рациональных аргументов у меня бы не нашлось. Модно было любить Маргарет Тетчер, модно было любить Рональда Рейгана», — рассказал он.
Артем Оганов рассказал Лилии Абрамовой, что буквально спустя пару месяцев после переезда в США, он стал объектом внимания американских спецслужб. Сначала его пытался вызвать на встречу агент ЦРУ. «А почему я должен с тобой встретиться? Зачем мне это надо? Говорит: чтобы сотрудничать с нами, если ты не будешь с нами сотрудничать, то с твоей семьей в России произойдет беда. Я говорю: ты что, мне получается угрожаешь? «Нет, нет, нет, что ты – что ты. Я имел в виду, что наши коллеги из-за океана, ну в смысле ФСБ, вот из-за них произойдет беда». Я говорю: я сколько лет жил в России, ФСБ никогда мной не интересовалось, даже моим существованием. Вот ни разу я их не видел. Стоило мне приехать в твою страну, и я уже узнаю о тебе», — вспоминает Оганов.
Далее агент ЦРУ сообщил, что с ученым свяжется представитель ФБР, и действительно, звонок поступил на следующий день. Сотрудник бюро предложил Оганову сделать благотворительный взнос в пользу вдов погибших полицейских. Ученый отказался.
«Тут связь прервалась, и от этого агента я больше никогда ничего не слышал. Но я подумал, хорошо, угрожать — угрожали. Волком смотрели. Даже комплименты говорили. Ну все было, только пока кирпич не упал на голову. И я подумал, если я здесь буду слишком долго жить, когда-нибудь мне кирпич упадет на голову. Что-нибудь да произойдет. Я не хочу в эти игры играть. Я обязательно отсюда уеду. И уехал», — признался Артем Оганов.