Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), состоявшегося 10 декабря 2024 года. В их числе — обсуждение инициатив, касающихся школьного образования.
Узнайте больше в полной версии ➞Как рассказал советник президента, председатель СПЧ Валерий Фадеев, данные вопросы тщательно прорабатывались на встречах и совещаниях с педагогами, директорами школ и представителями родительского сообщества по всей стране.
Одна из инициатив касается введения интегральной оценки по итогам освоения предметов школьной программы. «Как ее выставлять — вопрос сложный, есть разные подходы, и мировой, и советский опыт. В некоторых странах среднюю оценку начинают считать с первого класса, в СССР учитывали экзамены по завершении определённых классов», — пояснил Фадеев. По его словам, Горный университет в Санкт-Петербурге уже решил учитывать средний балл аттестата при поступлении. Однако окончательного решения пока нет, поскольку вопрос требует тщательного обсуждения с педагогами и родителями.
Валерий Фадеев отметил, что некоторые родители опасаются увеличения учебной нагрузки, если школьникам придется учить все предметы, а не концентрироваться только на тех, которые нужны для сдачи ЕГЭ. «Нагрузка и так велика», — говорят они. Однако, по мнению Фадеева, возникает закономерный вопрос: почему при существующей системе выпускники школ не могут ответить на элементарные вопросы? «На одной из встреч с президентом выяснилось, что лишь 18 процентов молодых людей знают, куда впадает Волга. Это уже вопрос не к нагрузке, а к содержанию школьных программ», — подчеркнул он.
Второе предложение касается возвращения оценки по поведению. По данным СПЧ, около 80 процентов директоров и преподавателей поддерживают эту идею, но есть и противники. Фадеев отметил, что такая мера должна быть направлена на защиту учителей. «Я считаю, что неудовлетворительная оценка по поведению должна ставиться редко — только тем, кто ведёт себя нагло, дерзко, оскорбляет педагогов», — отметил глава СПЧ. При этом окончательное решение, по его мнению, должен принимать не учитель, а педагогический совет, а неудовлетворительная оценка могла бы стать основанием для оставления школьника на второй год.
Кроме того, СПЧ поднял вопрос об условиях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Фадеев отметил, что сокращение числа специалистов, работающих с такими детьми, связано с идеей инклюзивности. «Инклюзия, возможно, и не плоха, но с этими детьми должны работать профессионалы, а не обычные педагоги», — подчеркнул он.
Теперь правительство совместно с экспертами продолжит прорабатывать инициативы СПЧ, согласно поручению главы государства.