Россия
19:46, 20 мая 2025

На Петербургском юридическом форуме рассказали о борьбе с киберпреступностью

В Сбере призвали встраивать технологии по выявлению дипфейков в сервисы связи
Константин Паршин
Фото: Martin Sanchez / Unsplash

Сбер с начала 2025 года помог своим клиентам сохранить от мошенников 150 миллиардов рублей. В Сбере эффективность антифрода составляет 99,9 процента, заявил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов, выступив модератором дискуссии «Актуальные проблемы борьбы с международной киберпреступностью» на XIII Петербургском международном юридическом форуме.

Узнайте больше в полной версии ➞

Как отметил Станислав Кузнецов, киберпреступности всего 15 лет, при этом мошенники быстро адаптируются к изменениям.

«В этом году стала популярной схема NFC Gate, когда мошенник просит жертву установить приложение, а после этого достаточно поднести карту к телефону — и после этого с нее можно удаленно снимать деньги в любой точке мира. Клиенты Сбера защищены, потому что в приложение СберБанк Онлайн встроен антивирус. А вот клиенты других финансовых организаций из-за этой схемы теряют 500-600 миллионов рублей в неделю», — пояснил Кузнецов.

Одна из самых актуальных проблем сегодня — дроперство, добавил Станислав Кузнецов. Похищенную сумму дробят, разбивают на 10-20 дроперов, которые переводят их дальше, чтобы деньги нельзя было обнаружить.

«Все чаще целью киберпреступников становятся несовершеннолетние. За несколько тысяч рублей дети сдают в аренду свои аккаунты, с которых совершаются киберпреступления», — рассказал Кузнецов.

По его мнению, необходимо обучение основам киберграмотности.

«Дети должны понимать, что они соучастники преступления. И надо принимать самые жесткие меры к организаторам таких преступлений. Только мы обнаружили уже 84 организованные преступные кибергруппы, которые профессионально нацелены на детей», — констатировал зампред Сбербанка.

Отдельное внимание он уделил созданию мошенниками дипфейков, для обнаружения которых также применяются соответствующие технологии искусственного интеллекта, и в Сбере такой инструмент уже создан и запатентован. Но подобный инструмент должен стать стандартом. Необходимо по умолчанию встраивать технологии по выявлению и блокировке дипфейков в массовые сервисы связи, включая мессенджеры, считает Кузнецов.

Он также подчеркнул, что победить кибермошенничество без AI невозможно, сегодня в бой вступает искусственный интеллект.

«По нашим оценкам, уже к концу этого года будет стерта последняя граница — языковой барьер. Преступник сможет позвонить по телефону, а на той стороне человек будет слышать без акцента китайскую, английскую или любую другую речь. В результате телефонное мошенничество приобретет трансграничную природу. Как мы будем противостоять этой ситуации? Об этом нужно думать уже сейчас», — сказал Кузнецов.

Он отдельно остановился на международном сотрудничестве по борьбе с киберпреступностью и подчеркнул, что нормативных документов в этой сфере в мире не существует, кроме европейской конвенции 2001 года, к которой не присоединился ряд стран, включая Россию и Францию.

«Не хватает обмена информацией и международного сотрудничества. Преступники обмениваются самыми современными инструментами взлома — мы не обмениваемся инструментами, как помогать друг другу защищаться. Поэтому преступники находятся на шаг впереди нас. Объединение усилий позволит решить большую часть этих проблем», — заключил заместитель председателя правления Сбербанка.

< Назад в рубрику