Наука и техника
20:33, 27 июля 2025

Историк рассказал о жуткой судьбе русских пленных в Литве. Как их удалось спасти?

Историк Полехов: русские пленные после Орши были в литовской неволе десятки лет
Андрей Мозжухин
Изображение: Сергей Иванов

Битва под Оршей в сентябре 1514 года между объединенной польско-литовской армией и московским войском способствовала формированию белорусского национального мифа, а также стала важной частью национальной истории Польши, Литвы и Украины. Об этом в интервью «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС Сергей Полехов.

Узнайте больше в полной версии ➞

Ягеллонская пропаганда

Историк особо отметил, что под мифом подразумевается не какая-то выдумка, а конституирующий нарратив о прошлом нации. Полехов рассказал, что после взятия Смоленска в июле 1514 года во время Десятилетней русско-литовской войны 1512-1522 годов московские войска двинулись дальше вглубь Великого княжества Литовского, но 8 сентября под Оршей их разгромила объединенная польско-литовская армия.

Ученый полагает, что битва при Орше была крупным поражением московских войск. Однако среди историков до сих пор предметом дискуссий остается вопрос о том, считать поражение тактическим или стратегическим.

С одной стороны, таких крупных успехов, как взятие Смоленска, у Москвы в той войне больше не случилось. Битва под Оршей остановила дальнейшее наступление Русского государства на территорию Великого княжества Литовского, более того, московское войско даже немного откатилось назад. С другой стороны, после Оршанского сражения война продлилась еще восемь лет, и по ее итогам Смоленск остался под властью Москвы.

«Сражение под Оршей интереснее тем, что его очень широко использовала в своих целях ягеллонская пропаганда, — пояснил «Ленте.ру» Полехов. — Поляки постарались, чтобы по всей Европе разнеслась весть о якобы сокрушительном разгроме на Днепре "огромного войска московитов"».

Поэтому, как добавил историк, битва под Оршей очень хорошо освещена в источниках: панегириках, одах, в публицистических текстах. В 1530-1540-е годы на эту тему написали знаменитую картину, которая находится в Национальном музее в Варшаве.

Литовская неволя

По перемирию 1522 года, закончившему очередную русско-литовскую войну, Москва оставляла за собой Смоленск, но отказывалась от претензий на Киев, Полоцк, Витебск и ряд других городов и земель Великого княжества Литовского, а также от требований немедленно отпустить домой пленных, чьи судьбы в литовском плену сложились трагично.

Литовско-московские переговоры об обмене пленными велись долгие годы, но безрезультатно, и вчерашние русские воины умирали в литовской неволе, где условия содержания оставляли желать лучшего. Некоторые из этих пленных прожили в неволе десятки лет — последние из них вернулись в Россию лишь в 1552 году

Отвечая на вопрос «Ленты.ру» об истинном значении Оршанской битвы, Полехов пояснил, что историки до сих пор спорят еще и о том, насколько ее итоги повлияли на отказ императора Священной Римской империи Максимилиана I от ратификации русско-имперского союза против государств Сигизмунда Старого (Польши и Литвы) на условиях, которые он предложил великому князю Московскому Василию III в грамоте от 4 августа 1514 года.

По мнению Полехова, для жителей Польши, Литвы, Белоруссии и Украины сражение при Орше представляет собой важную часть их национальной истории.

Что касается современной Белоруссии, то для нее событие важно еще и тем, что произошло на ее территории. Это сейчас имеет большое значение для становления белорусской национальной идентичности.

«Белорусские ученые признают, что многие процессы национального строительства у них в стране в силу разных причин имеют догоняющий характер и проходят с некоторым запозданием, — пояснил Полехов. — Все это самым непосредственным образом влияет на современное восприятие исторических событий 500-летней давности».

Битва под Оршей — сражение 8 сентября 1514 года в ходе Десятилетней русско-литовской войны 1512-1522 годов, в котором русское войско во главе с воеводами Иваном Челядниным и Михаилом Булгаковым-Голицей (оба после битвы попали в литовский плен) противостояло объединенным войскам Великого княжества Литовского и Королевства Польского под началом великого гетмана литовского Константина Острожского и польского надворного гетмана Януша Сверчовского.

Битва окончилась тактической победой польско-литовского войска и отступлением русской армии, однако ее стратегическое значение оказалось скромным. Цель польско-литовского похода — возвращение только что утраченного Смоленска — достигнута не была, и успехи ограничились лишь занятием нескольких малых пограничных крепостей. Тем не менее битва была широко распропагандирована польским королем и великим князем Литовским Сигизмундом I Старым для укрепления своего авторитета в Европе, пошатнувшегося после потери Смоленска.

< Назад в рубрику