По данным Центра финансовой аналитики Сбербанка, рост маркетплейсов за последние два года привел к снижению потенциальных оборотов традиционной розничной офлайн-торговли на 20 процентов. Эти продажи были перераспределены в пользу онлайн-платформ. Одновременно количество действующих торговых точек в непродовольственной рознице уменьшилось на 4 процента, а численность персонала сократилась в наиболее пострадавших сегментах в среднем на 10 процентов.
Узнайте больше в полной версии ➞При этом российский рынок торговой недвижимости остается одним из наиболее развитых в Европе. Уровень обеспеченности торговой площадью сопоставим с показателями крупных европейских столиц. Лидером среди российских городов по обеспеченности торговыми площадями является Самара — 792 квадратных метра на тысячу жителей. Этот показатель выше, чем у большинства крупных городов Европы, уступая только Братиславе с 885 квадратными метрами. В Волгограде обеспеченность составляет 341 квадратный метр — это ниже, чем в Самаре, однако выше, чем в Берлине, Стамбуле, Софии и Лондоне.
Доля электронной торговли в розничном обороте России достигла 23 процентов, что позволило стране занять пятое место в мировом рейтинге. Германия находится ниже в этой категории с долей 15 процентов. Лидером является Южная Корея с показателем 49 процентов.
Наибольший вклад в рост онлайн-сегмента внесли маркетплейсы. За последние три года доля непродовольственных покупок на маркетплейсах увеличилась почти вдвое — с 18 до 32 процентов. В сегменте одежды на такие площадки пришлось около половины продаж, в бытовой технике — 44 процента, в товарах для дома — 42 процента. Около четверти покупок товаров для строительства и ремонта также осуществляется на маркетплейсах.
Общее сокращение доли традиционных каналов продаж в непродовольственном ритейле составило 14 процентных пунктов — с 82 до 68 процентов. В отдельных категориях снижение было более заметным: в одежде с 73 до 51 процента, в электронике с 78 до 56 процентов, в детских товарах с 72 до 49 процентов.
«С 2024 года, особенно со второго полугодия, стала проявляться тенденция, что на фоне общего замедления темпы роста выручки непродовольственных магазинов в целом оказались ниже инфляции. Уже пять кварталов подряд фиксируется сокращение реальных доходов розничной торговли, включая падение в номинальном выражении в течение трех последних кварталов. Особенно сильно пострадали категории одежды, обуви и электроники», — сказал руководитель Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников. Он отметил, что снижение оборотов привело к сокращению числа торговых точек и персонала, однако увольняемые сотрудники в большинстве случаев находят работу, что не привело к увеличению долгосрочной просрочки по кредитам.
Доля маркетплейсов значительно различается в зависимости от размера населенного пункта. В небольших городах и поселках она может достигать половины всех расходов на непродовольственные товары. В крупных городах доля маркетплейсов ниже, и Москва находится в нижней части этого диапазона.
«Все эти тренды привели к ряду важных изменений. Торговые сети начали масштабную оптимизацию бизнеса, сокращая неэффективные филиалы и торговые площади. Особенно это заметно у крупных ретейлеров — основных арендаторов торговых центров», — подчеркнул руководитель Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников. Он добавил, что из-за изменений в потребительском поведении и конкуренции торговые центры все чаще переориентируются на форматы, совмещающие торговлю и семейный досуг, включая ресторанные зоны, кинотеатры и развлекательные площадки. По его словам, российский рынок торговой недвижимости переживает переходный этап, схожий с тем, который наблюдался в США, где в течение последних двадцати лет ежегодно закрывается больше торговых комплексов, чем открывается новых.