Недавняя блокировка Roblox в России стала поводом вновь обратить внимание на многолетнюю историю претензий к одной из самых популярных игровых платформ в мире. Хотя компания заявляет о готовности к диалогу с регуляторами и делает шаги по смягчению политики модерации, само решение о блокировке напомнило, что проблемы вокруг Roblox возникли давно и не только в России. Именно в США, на ключевом для платформы рынке, обвинения в недостаточной защите несовершеннолетних звучат регулярно и постепенно переросли из общественных дискуссий в череду судебных разбирательств, где речь идет о груминге, сексуальной эксплуатации детей и даже трагических исходах.
Узнайте больше в полной версии ➞В частности, в декабре, когда генеральный прокурор штата Флорида подал иск против Roblox, заявив, что платформа системно вводит пользователей в заблуждение относительно уровня безопасности и фактически используется злоумышленниками для совращения детей. По словам прокурора, расследование выявило, что действующие механизмы защиты несовершеннолетних не соответствуют публичным заявлениям компании. Ранее аналогичные иски против Roblox подавали прокуроры Техаса, Кентукки и Луизианы.
Частные истцы также обращаются в суд с претензиями к компании. Так, юридическая компания Anapol Weiss подала иск в Высший суд Калифорнии от имени семьи 15-летнего подростка, который, как утверждается в жалобе, на протяжении нескольких лет подвергался сексуальному совращению со стороны взрослого, познакомившегося с ним через Roblox. Схожая история легла в основу еще одного громкого иска, поданного матерью Итана Далласа, который познакомился с педофилом в Roblox в 12 лет, а позже продолжил общение с ним в Discord. Женщина обвинила обе компании в безрассудном и обманном ведении бизнеса, утверждая, что их неспособность обеспечить защиту детей стала фактором, приведшим к сексуальной эксплуатации и гибели ее сына
По словам председателя Альянса по защите детей в цифровой среде Елизаветы Беляковой, большое число подобных случаев указывает на то, что проблема существует уже давно и требует более системного подхода. «Часто звучит аргумент о решающей роли родителей, однако в ситуации, когда платформа активно зарабатывает на вовлеченности несовершеннолетних, справедливо ожидать от нее соразмерной ответственности за создаваемую среду», — говорит эксперт.
Как отмечает Елизавета Белякова, важно обсуждать не только добровольные инициативы компаний, но и «возможные прозрачные механизмы стимулирования инвестиций в кибербезопасность и защиту детей — с понятной отчетностью и оценкой эффективности таких мер». «Речь идет не о противостоянии бизнес-интересам, а о балансе между коммерческими целями и общественной ответственностью. Безопасность детей в цифровой среде должна быть одним из ключевых приоритетов. Пока защитные меры во многом зависят от репутационных соображений, а не от устойчивых стандартов, заявления о "безопасной среде" рискуют оставаться декларациями, а не реальной практикой», — добавила она.
Руководитель информационно-аналитического отдела движения «ЮНАРМИЯ», выпускница «Мастерской новых медиа» Ксения Барладян считает, что ситуации, такие, как с Roblox, возникают из-за того, что сейчас безопасность на западных платформах в большинстве случаев — это инвестиция «по желанию». «Почему западные IТ-гиганты годами ставят безопасность на последние места в списке приоритетов, но при этом продолжают зарабатывать? Эту ситуацию стоит изменить и законодательно обязать уделять фиксированный процент от прибыли на кибербезопасность. Считаю, что для западных компаний это должно стать обязательным условием их «приземления» в России, потому что ситуация абсурдная – компания зарабатывает, но никак не компенсирует наносимый ее деятельностью вред», — отметила эксперт.