МАКС-2009: День второй

МАКС-2009: День второй

Фото с официального сайта авиасалона МАКС Фото с официального сайта авиасалона МАКС 19 августа на авиасалоне МАКС-2009, по сути, только начнется деловая программа. Днем ранее она была в значительной степени скомкана из-за визита премьер-министра Владимира Путина и выездного заседания правительства. Тем не менее, в присутствии Путина 18 августа была подписана самая крупная сделка МАКСа: ВВС России заказали несколько десятков истребителей Су.
Комментировал: Александр Поливанов

[ Обсудить с другими читателями ]

8:02 Доброе утро. МАКС-2009 продолжает свою работу, а мы - продолжаем вести репортаж с места событий. Как все было вчера, можно почитать вот тут. А посмотреть своими глазами - тут.

8:04 Сегодня я отправляюсь на МАКС на час позже, чем вчера, но, надеюсь, что доеду все-таки пораньше: в первый день была суматоха, но сегодня организаторы должны были учесть все просчеты и сделать авиасалон, как говорится, чуть более user friendly.

8:07 Следующий выход на связь в электричке - посмотрим, больше ли в ней людей, чем вчера. В первый день, напомню, мы с фотографом Котоминым ("котографом Фотоминым") ехали в вагоне одни.

9:05 Выяснилось, что часть вчерашних организационных "косяков" возникла не только по вине устроителей МАКСа, но и нас с Котоминым. Дело в том, что мы вчера сели не на "МАКС-Экспресс", а просто на "Экспресс" до Раменского. Он не остановился ни на 42-м километре, ни на платформе "Отдых" - а именно с этих остановок уходят автобусы на МАКС. Тем не менее, остается только предполагать, сколько посетителей МАКСа ошиблось вместе с нами, ведь "Экспрессы" до Раменского почти не отличаются по виду от "МАКС-Экспрессов".

9:11 В "МАКС-Экспрессе" заполнены почти все места. Мужская мода авиасалона такова: белая рубашка, темные штаны. В исключительных случаях: голубая рубашка и светлые штаны. Отличаются от всех только журналисты - они, как всегда, одеты как попало.

9:12 Сегодня первую половину дня на МАКСе я буду работать один. Котограф Фотомин приедет к началу демонстрационных полетов. Как ожидается, они начнется около двух.

9:14 В "МАКС-Экспрессе" все обсуждают вчерашний день на авиасалоне. Кто-то даже припас сегодняшнюю прессу - "Коммерсант", "Ведомости", "Известия". Редко встретишь электричку, в которой читают не "Спорт-Экспресс", "Твой день" и "Спид-Инфо", а деловые издания.

9:16 Вчера обратил внимание на рекламу "МАКСа" в Москве. Ничего примечательного: на плакатах напрашивающееся небо, большое слово "МАКС" и ребенок. Подпись под этим гласит: "Мое небо". Меня всегда такие надписи ставили в тупик. Чье мое? И почему то, что небо "чье-то", должно привлекать внимание. У меня, например, есть ноутбук. Но от того, что я им владею, он не становится лучше или дороже.

9:17 С другой стороны, "мое небо" всяко лучше "нашего неба". От слова "наше" ("наш футбол", "наши традиции", "наши победы" и т.д.) уже действительно подташнивает.

9:18 На этой радостной фразе я отключаюсь: надеюсь, что в следующий раз на связь выйду уже с МАКСа.

9:43 На платформе "Отдых" МАКС-Экспресс промахнулся мимо платформы. Выходить можно было только из двух последних вагонов. Хорошо, что я ехал в предпоследнем вагоне.

10:05 Автобусы до МАКСа идут через весь Жуковский. Кажется, что жить в этом городе лучше, чем в большинстве подмосковных аналогов: улицы просторные, аллеи чистые, дома - старые. (Девушки - красивые. Примечание "Ленты.Ру". Но тебе все равно не светит.)

10:07 На проходной все устроено разумно. Но очередей все равно не избежать. Я застрял минут на 20-30. В открытые дни это может затянуться на часы.

10:20 Случайно подслушал разговор двух студентов Самарского государственного аэрокосмического университета. Один нецензурным образом высказывался относительно пробок на проходной. Другой его увещевал: "Посмотри: здесь много людей из других городов. Что они скажут о твоем культурном уровне?"

10:22 Несмотря на то, что летная программа должна была начаться в 14:00, в небе над Жуковским уже кто-то летает. Кто, постараюсь выяснить в пресс-центре.

10:23 Sukhoi Superjet-100 стоит почти прямо у входа. Чтобы посмотреть на него, собралась довольно внушительная толпа. Я приду к нему чуть позже, когда осмотрю пресс-центр и выработаю план действий на день.

10:33 Вынужден признать: пресс-центр сделан толково. Во-первых, в нем прохладно. Во-вторых, просторно. В-третьих, есть аппараты с кофе и всякими мелкими радостями: чипсами, конфетами, шоколадными батончиками.

10:35 А вот с организацией работы прессы пока не очень. Всем еще вчера раздали талоничики на "пресс-киты", но выяснилось, что получить их можно после трех. Расписание пресс-конференций пока одно на всех: говорят, их скоро распечатают.

10:36 Программа, между тем, сегодня довольно значительная. Будут пресс-конференции "МиГа", Airbus, "Гражданских самолетов Сухого", ВВС России и многих других. Я сразу же прошел на пресс-конференцию Airbus - на них всегда отличные презентации. И в этот раз ожидания меня не обманули - всем желающим раздали CD-диски с презентацией Airbus. Мелочь, а приятно.

10:38 Увы, я немного опоздал, поэтому не знаю, кто именно проводит презентацию. Тем не менее, этот человек очень подробно и толково описывает преимущества A380 перед другими самолетами, в первую очередь, перед Boeing-777. В частности, в Airbus отмечают, что все авиакомпании, уже получившие A380, очень ими довольны.

10:39 Говорят, что многие путешественники даже специально выбирают такие маршруты, чтобы летать на A380. Не знаю, как вы, а я бы точно поступил точно так же: полетать на двухпалубном и самом вместительном лайнере в мире дорого стоит.

10:40 Кстати говоря, жалко, что Airbus не доставил в Россию хотя бы один A380. Понятно, что это сложно, но он бы вызывал настоящий ажиотаж, я уверен. Пресс-конференция, меж тем, стала немного слащавой. Но послушаем вопросы, может быть, они будут интересными.

10:40 В Airbus утверждают, что за 20 лет понадобится около 1300 A380. Вот бы какому-нибудь российскому лайнеру такой результат!

10:42 Вот задали вопрос, когда A380 можно будет увидеть в России. В Airbus заявили, что видят хорошую перспективу для A380 в России. Но твердых заказов пока нет.

10:43 Сложности с А380 в том, что не все российские аэропорты могут принимать этот огромный лайнер. Пока только "Домодедово" сертифицирован как запасной аэропорт для А380. Другие аэропорты в России принимать этот лайнер не могут.

10:48 В зале очень много знакомых лиц. Кого-то я видел два года назад, кого-то - четыре. В основном, это - отраслевые авиационные журналисты. Но и менеджеры с пресс-секретарями и pr-службой в Airbus меняются мало.

10:53 Пресс-конференция Airbus закончилась. И это хорошо: я успел на пресс-конференцию Погосяна. Михаил Погосян, если кто не знает, - глава "Сухого", "МиГа" и еще и вице-президент "Объединенной авиастроительной корпорации".

10:54 Его спрашивают, когда все-таки будет поставлен первый Sukhoi Superjet? Вчера появилась информация, что поставки перенесены с конца 2009 года на конец 2010 года. Погосян ответил, что в "Сухом" будут стараться успеть завершить сертификационный процесс до конца 2009 года.

10:57 А еще Погосян сказал, что к концу года "Гражданские самолеты Сухого" планируют выйти на 150 твердых контрактов на Sukhoi Superjet 100. Интересно! Сейчас о твердых контрактах на лайнер обычно пишут: "больше ста".

10:59 На пресс-конференции Погосяна - аншлаг. Несколько камер, куча иностранных журналистов, все места заняты. У Airbus зал был полупустой.

11:02 Покончив с вопросами о гражданской авиации, Погосян начал отвечать на вопросы о военной авиации, в частности, об истребителе пятого поколения. Но пока вроде ничего нового.

11:04 По словам Погосяна, до конца года "Сухой" планирует завершить переговорный процесс по оснащению Су-30МКИ сверхзвуковыми крылатыми российско-индийскими ракетами "БраМос". Только после этого возможно начало работы по оснащению истребителей этими ракетами.

11:07 Коллеги из редакции подсказывают, что о 150 твердых контрактах на Superjet сообщалось еще в начале лета. Ну что ж, значит, я что-то пропустил.

11:08 А вот и накладки начались! В соседнем зале началась другая пресс-конференция, которая просто заглушает Погосяна.

11:10 Погосян сквозь шум пытается рассказать, на что пойдут госсредства, которые выделило правительство в уставной капитал "Сухого". По словам Погосяна, они пойдут на Superjet.

11:14 Между тем, в другой зал потянулись журналисты с этой пресс-конференции. Пойду и я посмотрю, что там происходит. Погосяна я, кстати, сфотографировал, постараюсь передать фотографию, как только чуть посвободнее станет. Тогда ее можно будет вставить в онлайн.

11:24 По словам Погосяна, к 2012 году "Сухой" выйдет на производство в 50 Superjet 100 в год. В 2011 году будет производиться 30-40 таких лайнеров. Предельная же мощность производства в будущем составит до 70 самолетов. Кроме того, Погосян пообещал увеличить этот объем в случае необходимости.


Михаил Погосян на пресс-конференции. Фото Александра Поливанова

11:25 Завершил свою речь Погосян цитатой из Путина. Точно я ее передать не могу, но смысл в том, что Россия может обойтись без авиастроения, но тогда это будет уже не Россия. Зал зааплодировал. Правда, аплодисменты были жидковаты.

11:27 На следующую конференцию я все-таки не попал: надо было зарядить ноутбук в пресс-центре. И попробовать отправить фотографию. Чем и занимаюсь.

11:32 Все, фотография отправлена. Теперь от редакции зависит, как быстро она появится здесь, в репортаже. Если появится вообще - наш бильд-редактор Стас отличается щепетильностью. Не нравится ему, например, какое-то фото - он ни за что его не поставит.

11:40 О, появился Погосян в репортаже. Приятно. Я пока раздобыл расписание пресс-конференций и полетов на сегодня. Сейчас поделюсь самым интересным.

11:42 Полеты действительно начались сегодня в 10:00. Но это не демонстрационные, а тренировочные и квалификационные. Что касается демонстрационных, то первый будет через час - в 12:34 в небо должен подняться Ка-52 и четыре минуты показывать всякие чудеса.

11:43 Самый длительный полет будет на Як-130 - сразу 15 минут. После этого 10 минут будет летать Ту-334, потом несколько военных самолетов и вертолетов, потом Superjet, потом еще раз несколько военных. Если не случится никаких казусов, я схожу посмотреть на Ту-334 и на Superjet. Ну и на все остальное, если время будет.

11:44 А завершит сегодняшний день пилотажная группа из Франции Patrouille de France. Они начнут летать в 16:50 и будут выполнять программу целый час. Было бы здорово посмотреть.

11:47 Что касается пресс-конференций, то в 12:00 я пойду на конференцию "Туполева". Если там будет скучно, то к 12:30 перемещусь на конференцию "Ростехнологий" и "Рособоронэкспорта" - ее, правда, искать надо - она не в конференц-зале. А в 13:30 надо бы зайти на презентацию Boeing - раз уж был на Airbus, надо и на Boeing.

12:04 Агентства сообщают, что Россия и Украина договорились о возобновлении работы над транспортником Ан-70. В пресс-центре об этом ничего не слышно.

12:06 На конференции "Туполева" зал набит битком. Сказалось, наверняка, и то, что "Туполев" раздавал пакеты с сувенирами.

12:06 Позвонил котограф Фотомин. Говорит, что приехал на МАКС и обещает читателям сегодня фотогалерею статической экспозиции. Будет, как всегда, вечером.

12:10 На каждой пресс-конференции самое интересное - это не доклад, а вопросы. А еще интереснее - непубличная часть. То есть когда официально пресс-конференция закончена, но журналисты ловят информанта в коридоре и засыпают его вопросами.

12:12 Я сам какое-то время работал таким корреспондентом, который должен отлавливать информантов. Но в этом деле не преуспел. Зато узнал настоящих мастеров такого жанра - из "Коммерсанта", "Ведомостей" и разных информагентств - РИА Новости, "Интерфакс", "Прайм-ТАСС".

12:14 Помню одну журналистку, которая сразу после окончания пресс-конференции подошла к столу с информантом на огромных каблуках и в мини-юбке, села на стол, закинув ногу на ногу, и начала склоняться над "клиентом" с блокнотом. А вырез у нее (и то что под вырезом) был что надо - актрисы позавидуют! В итоге информант (потный лысенький чиновник) полчаса не вставал из-за стола, так как не мог отказать себе в таком зрелище. Журналистка же задала все вопросы, какие должна была.

12:15 Хм, что-то я отвлекся от "Туполева". Между тем, "Туполева" спрашивают, не являются ли конкурентами Ту-334 и Superjet.

12:16 В "Туполеве" отмечают, что Ту-334 адаптирован к российским аэропортам и к российским климатическим условиям - он испытывался и при минус 50 и при плюс 50. Интересно, намекают ли в "Туполеве" на то, что Superjet с такими условиями не справится?

12:17 Не знаю, намекают или нет, но утверждают, что Superjet ориентирован на экспорт для благополучных рынков. Это действительно так, но только надо помнить, что пока основными заказчиками Superjet являются российские компании. Так что как ни крути, получается, что Ту-334 и Superjet все-таки конкуренты. Пусть и не на всех рынках, но все же конкуренты.

12:19 Два Ту-334 уже готовы (один из них летает на МАКСе). Заказчики на них, по словам представителей "Туполева", уже есть. На Ту-334 есть три претендента, в том числе "Татарские авиалинии". Но твердых контрактов пока не подписано. Фактически это означает, что Ту-334 уже построены, но продать их не получается.

12:22 Могут заказать Ту-334 и в управлении делами президента. Но этот вопрос "пока дебатируется".

12:24 Полагаю, что вопросы про Ту-334 - это самые интересные на этой пресс-конференции. Это означает, что скоро все-таки отправлюсь искать Чемезова. Вернее, его пресс-конференцию.

12:25 Вообще все сегодня на МАКСе жутко серьезно. Если вчера было суматошно, то сегодня - серьезно. Будем надеяться, что в открытые дни будет весело.

12:35 По МАКСу передали поздравление в связи с открытием авиасалона от астронавтов, которые пролетают над Жуковским на высоте 300 километров.

12:55 Добрался до шале "Ростехнологий". Чемезов опаздывает - путинская школа!

13:08 В шале "Ростехнологий" посмотреть на Чемезова натолкалось человек 70, при максимальной вместимости в 50. Пока Чемезов опаздывает, над небом Жуковского летает Ту-334.

13:17 Пресс-конференция Чемезова началась. Перед ней специально попросили не задавать вопросы об "АвтоВАЗе" и других компаниях, не относящихся к авиации.

13:19 Сейчас у "Росавиа" примерно 200 самолетов. Большую часть из них спишут, а новые закупят. По словам Чемезова, к 2017 году у авиаперевозчика будет 120 судов. "Многие ваши коллеги (имеются в виду журналисты) уже похоронили "Росавиа", но она будет продолжать жить", - с оптимизмом заявил Чемезов.

13:22 А еще "Ростехнологии" объявили конкурс среди российских авиакомпаний на покупку 65 узкофюзеляжных самолетов.

13:31 По итогам конкурса госкорпорация разместит 50 твердых заказов на самолеты. Кроме того, она оставит опцион на покупку еще 15-и. Сделка должна быть совершена до конца 2009 года, а предложения от российских авиастроителей будут приниматься до 17 октября. Сумму контракта Чемезов не назвал.

13:36 Две тысячи квадратных метров новых шале, электронные билеты и новые туалеты - именно эти отличия нового авиасалона от МАКС-2007 назвали в числе главных на конференции "Ростехнологий".

13:39 Sukhoi Superjet-100 снова пошел на взлет. Похоже он будет совершать полеты на МАКС-2009 каждый день.

13:40 Одним из последних вопрос Чемезову задал канадский корреспондент. Его выступление отличалось экспрессивностью. В частности, он закончил свое высказывание о том, что Китай копирует истребители Су, патетическим высказыванием: "Кажется, российскую авиатехнику люблю только я". Зал засмеялся. Участники пресс-конференции попросили перевести эту фразу с английского.

14:00 Вообще говоря, пресс-конференция Чемезова, видимо, стала самым главным событием второго дня МАКСа. Чуть отвлекаясь от цифр, заказов, поставок и так далее, скажу, что Чемезов мне всегда казался бодрым, свежим, уверенным в себе. Сегодня же он выглядел каким-то... ну постаревшим, что ли? Или мне так показалось.

14:03 Я, кстати, сделал несколько фотографий. Так что вы скоро сами сможете посмотреть на него.

14:10 А я пока побегу на пресс-конференцию Boeing. Она уже 40 минут идет, надеюсь, что хоть на конец успею.


Сергей Чемезов. Фото Александра Поливанова

14:09 Все, отправил фотографии в редакцию. Сейчас они выберут лучшую и покажут вам. На все про все минут 10 уйдет, я думаю.

14:15 Встретились с Котоминым. Он рассказал, как снимает статическую экспозицию. И еще он сделал замечание к моей заметке (см. записи с утра из "МАКС-Экспресса") о мужской моде на МАКСе. Котомин утверждает, что мужская мода на авиасалоне - это сандалии и черные носки. Бр-р-р.

14:24 С пресс-конференцией Boeing что-то странное. Говорят, что она начнется через 10 минут. Хотя не исключено, что она просто возобновится после перерыва. В любом случае, я сел достаточно удобно, чтобы сфотографировать главу Boeing в России и СНГ Сергея Кравченко.

14:25 Boeing, кстати, тоже раздал материалы, но, в отличие от Airbus, ограничился брошюрами, а не дисками. Еще я подцепил пресс-кит "Иркута" - посмотрим, что в нем. Ну и после трех обещали раздать пресс-киты самого МАКСа. Тоже интересно, что туда положили.

14:37 Нет, Boeing тоже раздавал компакт-диски, просто мне, кажется, не досталось. К микрофону вышел Альдо Базиле, вице-президент "Боинг - гражданские самолеты" по продажам в Европе, России и Центральной Азии.

14:38 И тут же Базиле рассказал интересное: оказывается "Росавиа" предложили Boeing поучаствовать в конкурсе на те самые 50 узкофюзеляжных самолетов (с опционом на 15). А Чемезов говорил, что заказ будет размещен в России! Можно, конечно, предположить, что речь о разных контрактах, но это очень вряд ли.

14:41 А перед этим Базиле сказал, что ему очень сложно выступать на авиасалоне, потому что постоянно летают самолеты. И только он собирается донести до присутствующих важную мысль, его заглушают моторы.

14:43 Пока Базиле рассказывает о финансовых показателях Boeing, Сергей Кравченко очень внимательно разбирается в своем телефоне. Было бы забавно, если бы он играл в какой-нибудь "Тетрис". Но мы, понятное дело, об этом никогда не узнаем.

14:48 Кравченко отвлекся от сотового телефона. Так и хочется сказать: Game over.

14:49 Доля Boeing на российском рынке составляет всего 25 процентов. Странно, я думал, что гораздо больше. Но в американской компании этот результат все равно считают отличным.

15:03 В целом выступление Базиле, кажется, не несет в себе ничего нового. Он подробно объясняет, какие у Boing есть самолеты, чем они отличаются, сколько их покупают и почему. Ну и попутно отмечает, конечно, что у них самолеты комфортабельнее Airbus. Утром в Airbus утверждали, что все наоборот.

15:12 Посмотрел на фотографии Базиле, которые мне удалось сделать. Все-таки он похож на мистера Бина (надеюсь, Базиле не обидится)! Жалко, что сейчас не могу передать фотографию, а то бы вы убедились.

15:20 Наконец-то раздали пресс-киты. Ничего особенного: обычные ручки, сумки, блокноты. Котомин говорит, у него дома таких сумок уже несколько штук. А то, фантазии у наших пиарщиков, как известно, не очень много.

15:22 Что касается нашего онлайна, то он медленно движется к завершению. Мы с Котоминым решили не дожидаться выступления французских пилотажников из Patrouille de France и поехать лучше пораньше домой: тогда фотогалерею с сегодняшнего дня можно будет выложить пораньше.

15:23 Кроме того, мы приняли ответственное решение не обедать на МАКСе и тем поддержать личные бюджеты в условиях финансово-экономического кризиса. Поддержка будет значительной!

15:30 Вместо еды попробовали взять напитки (кофе и "Байкал") в автоматах в пресс-центре. Получилось! Хотя Котомин утверждает, что кофе слишком сладкий и совсем невкусный.

15:46 Напоследок зашли с Котоминым в салон грузового Ил-96-400, если, конечно, это можно назвать салоном. Самолет действительно огромный. Вот бы такой заказывать при переезде! Подробности - в фотогалерее вечером.

15:56 Ну вот и все, мы заканчиваем репортаж со второго дня МАКСа. Надеемся, вам было не очень скучно.

15:58 РЕПОРТАЖА С ТРЕТЬЕГО ДНЯ МАКСА НЕ БУДЕТ! БУДЕТ ТОЛЬКО С ЧЕТВЕРТОГО. Надо чуть отдохнуть от МАКСа и собраться с мыслями.