Четвертый день работы МАКСа

Четвертый день работы МАКСа

Демонстрационный полет Sukhoi Superjet 100. Фото Александра Качкаева для "Ленты.ру" Демонстрационный полет Sukhoi Superjet 100. Фото Александра Качкаева для "Ленты.ру" 19 августа авиасалон в Жуковском МАКС-2011 открылся для всех желающих. Это означает, что на авиасалон поедут десятки тысяч человек, а программу демонстрационных полетов наконец-то покажут целиком. Корреспондент "Ленты.ру" будет следить как за программой, так и за толпой.
Комментировал: Александр Поливанов

[ Обсудить с другими читателями ]

8:45 Доброе утро, дорогие друзья. Сегодня я еду на МАКС со специальным заданием - быть "человеком в толпе" ("засланным казачком") и рассказывать о всем самом интересном на авиасалоне.

8:47 Первое задание у меня такое - добраться из дома до Жуковского за два часа - то есть выйти в 9, сесть на электричку приблизительно в 9:30, в 10:25 быть на "Отдыхе", потом проехаться на бесплатном автобусе и пройти регистрацию аккурат к 11:00, то есть к началу демонстрационных полетов. Посмотрим, как все получится!

9:34 Почти успел по плану! Электричка - 9:35!

9:36 На Казанском вокзале к МАКСу подготовились основательно: пустили дополнительные электрички, поставили автоматы для покупки билетов. Вежливые кассирши спрашивают, не нужны ли билеты в обратную сторону.

9:38 Толпы пока не наблюдается - электричка едет полупустой. Впрочем, сегодня пятница и до "Выхино" мы еще не доехали.

9:39 Вообще, если бы для МАКСа кто-нибудь составлял облако тегов, то тег "очередь" должен был бы быть огромной грозовой тучей.

9:42 Моя электричка тащится приблизительно со скоростью велосипеда (трехколесного), так что пока совершенно нечего делать. Расскажу-ка я вам о себе. Если бы на моей толстовке можно было рисовать звездочки, то 16 августа я бы пририсовал на нее четвертую: именно столько раз я был на МАКСе - с 2005 года не пропустил ни одного.

9:44 В 2005 году, я помню, я вообще ничего не понимал - что происходит, где происходит, почему происходит (впрочем, и сейчас-то не очень). Именно тогда я впервые подумал о том, что неплохо бы делать какие-то репортажи для таких как я - которым интересно, но которые ничего не понимают. С 2009 года в Ленте мы такие репортажи делаем.

9:47 Впрочем, иногда я встречаю на МАКСе людей, которые считают нас, посещающих авиасалон с 2005 года, юнцами. Так, я слышал, как один иностранный журналист рассказывал, что катается на МАКС с 1997 года. "Вот тогда был действительно ад, - рассказывал он. - Представляете, автобусы от электрички до Жуковского были платными!"

9:50 У электричек, идущих по Казанскому направлению, есть одна особенность. Когда выбираешь себе место в электричке на вокзале, солнце светит на все правые лавочки. Все, естественно, садятся на левые. Однако как только электричка трогается, пути поворачивают, и под солнцем всю дорогу оказываются левые лавочки. Будьте внимательны!

9:51 Ко мне подсели милые люди, обсуждающие перспективы завтрашнего МАКСа. "Завтра будет ж.па", - уверенно говорит мужчина своей спутнице. Так-то.

9:53 На этой оптимистической ноте я, пожалуй, прервусь ненадолго: все-таки электричка - это место для сна, а не для онлайнов.

10:04 Впрочем, спать на этот раз все-таки сложно - по всему вагону пересуды о МАКСе. А на "Выхино" в электричку зашла толпа, вернее маленькая толпушка. Среди обычных людей можно безошибочно определить людей, которые едут на МАКС - в пиджаках, с древними кожаными портфелями, непременно с сединой или совсем седые.

10:06 Местные жители, которые едут в электричке, обсуждают такую насущную проблему - будут ли закрыты все рынки рядом с "Отдыхом" во время МАКСа или не будут. Сходятся на том, что милиция-полиция все оцепит. Я все-таки попробую прикорнуть на ближайшие полчаса.

10:44 Ну, вот и первые признаки настоящей толпы: на станции "Отдых" отключили турникеты ты выход, у бесплатных автобусов очередь человек 100-120.

10:45 Нет! Человек 200-300!!!

10:53 Автобусы отправляются по четыре каждые пять минут битком набитые. Их все равно не хватает на всех. Тем не менее, все посетители радостные, никто не жалуется. Это, наверное, потому что жары нет.

11:04 Подъезжаю к МАКСу, а тут уже пошли демонстрационные полеты - в небе истребитель "Су". Какой? Отсюда не разобрать.

11:06 Рядом девушка спрашивает в мобильный телефон: "Слушай, а это Сережка там в небе?"

11:08 Наш автобус привезли на дальнюю стоянку, от нее долго идти. Но есть и плюсы: проехали мимо Ту-144, который стоит вне выставки. Вид у него бледный.

11:11 Начались полеты пилотажных групп! А очереди на вход огромные. На полчаса, если не на час!

11:14 Рядом со мной в очереди три крепких парня пьют водку и запивают соком. Вот ведь, не стесняются.

11:15 Пилотажная группа, скорее всего "Витязи", отправляет в небо над Жуковским салют. А толпа у проходной не рассасывается.

11:25 Да, план по проходу на МАКС с 11 провалился. Я бы, конечно, мог воспользоваться ксивой журналиста, но так не интересно.

11:34 Немного пугает то, что в толпе все разбираются в самолетах лучше меня. Вот один пацан другому что-то объясняет про тягу истребителей при снижении скорости, другой - рассказывает про то, как у одного пилота первого класса отключились аккумуляторы и он сажал самолетам без приборов.

11:39 Началась вертолетная летная программа. Люди в очереди постепенно звереют. Те, кто пил водку, допил и захмелел. Остальные смотрят на них с опаской и отвращением.

11:46 Закончилась программа "Аллигатора". В очереди он ажиотажа не вызвал - самолеты зрителям нравятся больше.

11:55 Вот в очереди начали плакать дети. Ожидаемо.

12:01 Снова в небе истребители. Вся очередь как по команде задрала головы вверх.

12:09 Летчик Сергей Богдан на Су-35 делает, конечно, чудеса - бочки, штопоры, горки. Вся толпа замерла и только ахает на особо опасных трюках.

12:30 Отстоял в очереди 1:20. Охрана на входе требует открывать и пробовать всю воду, соки, одним словом, все напитки, которые несут с собой посетители МАКСа. Одного мужчину с упаковкой сока (шесть пакетов) попросили их все открыть. Но это еще не все! Посетителей заставляют включать всю электронику - телефоны, фотоаппараты, плееры, чтобы проверить, что это действительно электроника и она работает! Естественно, быстрому продвижению очереди такие меры безопасности совсем не способствуют.

12:36 Бе-200ЧС открыт для посещения - в него наблюдается очередная толпа. Очень много людей традиционно у самолетов ВВС США.

12:45 Самое интересное в демонстрационной программе на сегодня: имитация воздушного боя на Су-27 в 14:06 (выступать будут четыре истребителя), А380 в 14:20, Т-50 (ПАК ФА) в 16:08. Ну и два самолета Второй мировой: И-16 и МиГ-3 в 15:21.

12:46 Закроется программа групповым пилотажем на МиГ-29, а до них немного полетают еще одни легенды Второй мировой: По-2 и ДИТ.

12:50 Программа демонстрационных полетов определила планы на день: к 14:00 хорошо бы к летному полю придти, а пока можно пошататься по разным павильонам. Чем я и займусь.

12:51 Ого, пилотажная группа "Русь" рисует в небе сердечко. Вернее сердце. Вернее сердечище!

12:52 Интересно, кстати, пропустили тех дюжих парней с водкой или они замаскировались под трезвых.


Пилотажная группа "Русь". Фото Александра Качкаева для "Ленты.Ру"

12:53 Сегодня на МАКСе едва ли не идеальный день (в смысле погоды) за все время, что я езжу на авиасалон. Небо чистое, но не жарко, а ветерок наполняет летное поле свежим воздухом. В общем, красотища. Завтра, говорят, еще похолодает и может быть дождь.

12:57 Впрочем, все равно, если ходить весь день по полю, то можно невероятно устать. В этом смысле хорошо журналистам, у которых есть пресс-центр, где можно посидеть под кондиционером, проверить Facebook и съесть комплексный обед за 300 рублей.

13:00 Над небом Жуковского, между тем, опять сердце - на этот раз кривоватое (ветер все-таки приличный). Один самолет его пронзает стрелой.

13:05 До меня только что дошло, что сегодня в расписании нет выступления Baltic Bees - пилотажной группы из Прибалтики. Вчера один из ее самолетов выкатился за пределы посадочной полосы - у него заклинило тормоза. Видимо, поломка оказалась серьезной - 17 августа один из пилотов "пчел" обещал мне, что в пятницу, субботу и воскресенье они будут выполнять свою демонстрационную программу.

13:06 Он мне, кстати, еще много чего рассказал, но я пока попридержу это в секрете - вдруг они будут летать в субботу и воскресенье.

13:15 Все-таки это удивительное превращение - как мало людей здесь было еще позавчера, и какие огромные толпы ходят сегодня. А что уж завтра будет...

13:17 Не могу не поделиться еще одним наблюдением - в первые дни МАКСа я жил на даче, а вчера попал в Москву. Ощущение, как будто туристом в большой город приехал. И главное наблюдение - как же много в столице девушек! В деловые дни авиасалона здесь девушек не было вообще - одни мужчины в строгих костюмах и всякие безусые студенты в профильных футболочках.

13:18 Ну сейчас-то, конечно, народ стал поразнообразнее, детей довольно много.

13:37 Какие же странные люди встречаются на МАКСе. Вот человек в майке-алкоголичке и пилотке, вот парень в черной водолазке и порванных по моде джинсах, вот старичок в потертых штанах - публика самая разнообразная.

13:40 Подошел к тренажеру Су-30МК. Увы, он для посетителей закрыт, хотя кто-то там за закрытыми дверями летает.

13:45 Зато в том же павильоне открыт для всех другой тренажер, тоже боевого самолета. Это павильон Dassault Mirage F1, если кому интересно.

13:50 О! Обнаружился первый посетитель с собакой! Такого я еще не видел!

14:02 Пришел на поле, на котором все сидят-лежат и наблюдают за полетами. Тут уже много народу, хотя, если бы я был яблоком, я бы нашел где упасть.

14:05 Диктор просит людей аплодировать пилоту ("Он вас услышит!"), а потом истошно кричит: "Спасибо, девочки!"

14:12 "Соколы России" проходят "ромбом". Готовятся к воздушному бою два на два. Кто победит? Вероятнее всего будет ничья.

14:14 Комментатор говорит, что сейчас создается дуэльная ситуация: одна пара атакует, другая обороняется. Дико любопытно, как все это выглядит в режиме реального боя.

14:16 А вот одна обороняющаяся пара разомкнулась, и уже теперь эти обороняющиеся становятся атакующими. А потом наоборот. Все, кто сидел, повскакивали со своих мест. Бой - это одна из самых интересных вещей на МАКСе.

14:17 Даже девушка, которая разносит по полю пиво, и та остановилась и наблюдает.

14:18 "Воздушный бой выигран", - говорит комментатор. Потом говорит, что побеждает всегда мастерство. Выступление на этом не закончено - самолеты перестраиваются обратно в ромб.

14:19 А на взлетную полосу выруливает А380. Вот это будет любопытно - и взлет, и приземление.


A380. Фото Александра Качкаева для "Ленты.Ру"

14:20 Кузнечиков на поле какое-то рекордное количество. Они тоже летают, но не так высоко. И думаю, ошалели от такого количества людей.

14:22 "Воин должен делать все для своей половины", - говорит комментатор. Это он к тому, что последнюю фигуру "Соколы "России" (роспуск тюльпаном) посвятили женщинам. А также, как выразился тот же комментатор, "девушкам, матерям и сестрам". Бабушки в обиде.

14:25 А380 очень тепло встретили. Все побежали смотреть, как он взлетает. По сравнению с "сушками" "Соколов России" он кажется совершенно гигантским. "Дом летит", - говорит какая-то дама, сидящая рядом со мной.

14:27 А380 летает над Жуковским кругами со скоростью 200-250 километров в час на высоте 200 метров. Комментатор очень любит А380 и называет его "флагманом XXI века". В Boeing, кстати, другое мнение - их экскурсоводы по Dreamliner на МАКСе показывали на А380 пальцем и говорили: "Это отличный самолет. Но это самолет XX века. А наш Dreamliner - XXI века".

14:28 А380 делает горку. Кажется, что ему, как лошадке с прицепом, очень сложно подниматься в гору. Но он держится.

14:31 А380 приземлился. Нереально тихо.

14:32 Кстати, комментатор сказал, что не только "Домодедово" в России может принимать А380, а и "Толмачево" в Новосибирске. Я не знал.

14:33 Я хотел бы отвлечься от летной программы, потому что припекает уже нереально, но в небо поднимается Sukhoi Superjet 100. Лилипут по сравнению с А380. Но сила Суперджета в другом.

14:34 Суперджет приветствует всех покачиванием крыльев. Зрителям это нравится. Правда, на МАКСе-2009 все это уже было.

14:38 Недолго Суперджет летал - уже приземляется. Сейчас будет F-15 от ВВС США - снова не уйдешь. Вообще как солнце заходит, и уходить не хочется - такая хорошая погода. По мне и ноутбуку, правда, ползают какие-то жуки и кузнечики, но это не беда. Единение с природой, так сказать.

14:43 А вот и американцы с F-15. Взлетают менее чем с 600 метров по ВПП и сразу выполняют полубочку.

14:44 Показывают возможности по скорости - разгоняются до 1000 километров в час почти. Отцы.

14:48 Мне всегда нравилась раскраска американских военных самолетов - строгая она какая-то. С такой раскраской сразу понятно, что враг не забалует.


Американские летчики. Фото Александра Качкаева для "Ленты.Ру"

14:51 Взмывает вверх F-15 - два километра за 20 секунд набирает. Это едва ли не мировой рекорд - вроде был F-15 лучшие по этому показателю.

14:54 Комментатор говорит, что F-15 наводит страх на врагов. Ну тут никто, конечно, не испугался, но главного врага времен "холодной войны" зауважали еще больше.

14:59 Дальше у нас Ту-214ОН, который фотографирует другие страны в рамках договора об открытом небе. Это уже не очень интересно.

15:01 Внимательный редактор рубрики "Оружие" Вася Сычев (которому, кстати, огромное спасибо за помощь в организации онлайна) тут же мне написал, что рекорд скороподъемности принадлежит не F-15, а МиГ-29. Вот так-то.

15:02 Ну а я пойду немного прогуляюсь опять по павильонам, а вернусь на летное поле через часок. Никуда не уходите)

15:04 Позвонили из редакции, сказали, что плашку онлайна с главной страницы снимают. Но не потому что онлайн скучный, а потому что в редакции подготовили для читателей сюрприз. Так что вы продолжайте следить за онлайном. Ну и ждите сюрприза!

15:17 Увидел человека в загадочной майке "Serbia kicking ass".

15:41 Началось подведение итогов деловой части МАКСа. Объединенная авиастроительная корпорация продала самолетов на 7,5 миллиарда долларов: на шесть миллиардов - МС-21 и 1,5 миллиарда - Sukhoi Superjet 100. Окончательные итоги всего МАКСа будут подведены через две недели, но уже сейчас, утверждают организаторы, общая стоимость всех подписанных контрактов "превысила десять миллиардов долларов". Ну, что ж: рекорд МАКС-2009 побит. Если кто не помнит, два года назад подписали контрактов на десять миллиардов долларов ровно. Так то!

15:47 Итоги подводили глава ОАК Михаил Погосян и гендиректор "Авиасалона" Владимир Борисов. Борисов был, как и в прошлые дни, при параде, а вот Погосян расслабился и надел джинсы.

15:50 Вообще Погосян действительно казался расслабленным и уставшим одновременно. Ну его можно понять, 3 дня он, небось был весь на нервах.

15:56 Созвонился еще раз с редакцией - теперь надо искать наш онлайн не на плашке вверху справа, а по центру внизу - там, где комментарии и фотогалереи. На плашке справа теперь будет спецпроект про 1991 год. Ничего получился, правда?

15:58 Надо, наверное, немного рассказать о наших планах. Если вы думаете, что в субботу и воскресенье мы будем лениться и онлайны вести не будем, то это не так - еще как будем. И в субботу, когда будет главный наплыв посетителей, и в воскресенье, когда будет закрытие. Так что если вы на МАКС не попали, то оставайтесь с нами.

16:00 Ну а поскольку за летной программой следить еще два дня, то сегодня я не пойду в поле следить за тем, как летает ПАК ФА. Для зрителей его покажут только на одну минуту - будет совместный с Су-32 пролет. Успеем посмотреть на него завтра.

16:02 А вот группу МиГ-29 в 16:40 надо обязательно посмотреть - закрытие дня все-таки. А пока можно пойти посмотреть, что там на "фудкорте" творится.

16:13 Теперь я настоящий "максовец" - только что доел кукурузу (она почему-то подорожала со 100 до 150 рублей) и допиваю первую кружку пива. Впрочем, "true-максовцы" наверняка уже выпили по четыре.

16:24 После завершения летной программы я еще загляну в пресс-центр и в этот онлайн: все-таки ехать вместе со всем основным потоком в жару - занятие не из приятных. Хочется хотя бы чуть-чуть подождать.

16:42 На пилотаж "Стрижей" я чуть-чуть опоздал - увлекся чтением колонки Леши Пономарева про акул пера - почитайте, смешно написано.

16:43 Да, ну а "Стрижи" выполняют шестеркой фигуры высшего пилотажа. У них вроде бы два новых пилота, которые на МАКСах еще не участвовали. Наверное, волнуются.

16:45 Перед "бочкой" весь МАКС аплодировал "Стрижам". Их вообще очень тепло встречают.

16:46 Очень забавная сцена рядом со мной дедушка (или папа? даже папа скорее, меня борода в заблуждение ввела) объясняет детям, как сложно на самолетах летать в группе. Для этого он выстроил детей в фигуру, как "Стрижи" и сказал идти в шаг. Те ходят и смеются. Так все по-доброму, классно.

16:48 Поле, на котором сижу, уже порядочно вытоптано. И кузнечики куда-то делись...

16:49 Как со стадиона за несколько минут до финального свистка, к автобусам потянулись люди. Но основная масса людей ждет роспуск "Стрижей". А вот и он.

16:50 После роспуска "Стрижей" осталось 4, двое улетели отдыхать.

16:52 И еще один проход четверки. "Ни фига себе, так близко пролетели", - сказал кто-то рядом и этим точно выразил мои мысли.

16:53 "Россия была, есть и будет великой авиационной державой!" - кричит комментатор. И на этих словах толпа взрывается такими аплодисментами, каких я здесь еще не слышал.

16:56 От четверки отделились еще трое, и теперь летает один МиГ. А вот и он закончил свое выступление.

16:57 Все, люди потянулись с летного поля. Сейчас их ждет долгое возвращение домой.

17:05 Фотографии прекрасного качества с сегодняшних полетов смотрите завтра в нашей фотогалерее. На этот раз с нами на МАКСе работает Александр Качкаев, он свою работу знает - фотографии будут отличными.

17:06 Я шел в пресс-центр, но не удержался и зашел в "VIP-пивбар", как он тут называется. Тут кондиционер, удобные стулья и пиво в стеклянных кружках. Правда, официант выдал мне сдачу 150 рублей монетами-десятками...

17:07 Это, впрочем, думаю, уже вам совсем неинтересно. Мне в окошко видно, как с МАКСа идут толпы людей. Это значит, что этот онлайн пора заканчивать - как-то он быстро очень пролетел.

17:08 "Пролетел", кстати, хорошее слово для МАКСа.

17:10 Завтра наш онлайн начнется не в 9:00, как сегодня, а в 11:00 - я не буду рассказывать о том, как добираться на МАКС, а начну уже сразу с летной программы. Все эти очереди, давки, электрички выглядели бы ненужным повторением - как будто я жалуюсь. Да и потом, кто в субботу в 9:00 утра проснется ради онлайна с МАКСа...

17:11 Короче говоря, до завтра. Сегодня на МАКСе получился очень хороший день - и летная программа была на высоте, и погода выдалась отличная. В общем, праздник удался!