Американское министерство внутренней безопасности подверглось критике за искусственное превышение плана арестов нелегальных мигрантов: как оказалось, запланированное число задержаний нелегалов превышает их реальное количество. По данным Pew Research Center, начиная с 2007 года приток в США нелегальных мигрантов действительно сильно упал, причем в основном за счет южного направления.
Еще в 2006 году на границе с Мексикой было начато строительство специального барьера. Основной объем работ завершился в 2009 году, в общей сложности на проект потратили 2,4 миллиарда долларов. Заградительные сооружения, общая длина которых составляет около тысячи километров, состоят из нескольких секторов, расположенных в местах с наиболее высокой концентрацией населения. Таким образом, они перекрывают не всю границу, а около трети ее длины. Сейчас в рамках готовящейся иммиграционной реформы в Конгрессе обсуждается план постройки дополнительных 1120 километров барьера. Пока что этот процесс буксует, так как против некоторых пунктов реформы выступают республиканцы.
Технически барьер представляет собой серию заборов, собранных из разных элементов в зависимости от предполагаемой нагрузки. Самой простой конструкцией является одинарная проволочная ограда. Более крепкие варианты собраны из стальных листов, балок или труб высотой до шести с лишним метров. Они могут быть одинарными или двойными. В местах, где особенно активны мексиканские наркоторговцы, барьер составлен из трех линий, одна из которых представляет собой вбитые глубоко в землю бетонные колонны. Отдельные участки границы, вдоль которых барьер не проложен, оборудованы электронными датчиками движения. Охраняют стену более 18 тысяч сотрудников Таможенно-пограничной службы (Customs and Border Protection). Кроме того, за переходами следят с помощью вертолетов и беспилотников.
Несмотря на постоянную охрану барьер регулярно штурмуют нелегалы и наркоторговцы. Простые мигранты, которые чаще всего не имеют никаких особенных технических средств, просто перелезают через забор или протискиваются между вбитыми в землю балками. Наркоторговцы, которым важнее не столько попасть в Штаты, сколько передать туда товар, прибегают к более сложным способам. Самые распространенные из них — подземные ходы, установленные на забор рельсы (по ним границу пересекают автомобили), а также катапульты или пневматические пушки, с помощью которых в США забрасывают контейнеры с наркотиками. Впрочем, иногда наркоторговцы предпочитают просто таранить ограду на автомобилях.