95 лет тому назад, 27 августа 1918 года, Совнарком РСФСР принял декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. Частные кинотеатры перестали существовать, вся фото- и киноиндустрия перешла в управление Народного комиссариата просвещения. В 1980 этот день стал официальным праздником «День советского кино» (с 1988 — просто «День кино»).
За это время отечественное кино пережило свои взлеты и падения. Будучи «важнейшим из искусств» на заре советского государства, к его закату индустрия кино пришла в упадок. За годы, прошедшие с развала СССР, отечественные фильмы были практически вытеснены с больших экранов западной кинопродукцией.
Во все времена кино было зеркалом эпохи, отражало происходящие в обществе процессы, думы и чаяния людей. Неспокойные времена сразу после революции, отразились в буйной чувственности фильма «Барышня и хулиган» Владимира Маяковского. Мюзиклы с Любовью Орловой начала-середины 30-х показывают относительную стабильность ненадолго наступившего мира. «Трактористы», снятые в конце десятилетия — ожидание и готовность к большой войне, которая стала лейтмотивом всего кинематографа 40-х. Тогда популярны были исторические фильмы и фронтовые истории. В 50-е годы в кино возвращается мирный быт, но бронепоезд все еще стоит на запасном пути. В 1960-е внимание кинематографа перебирается из деревни в город, героями становятся физики и лирики. Если в 60-х интеллигенты в авангарде страны запускали спутники и расщепляли атом, то в 70-х работа уступает место личным проблемам от бытового экзистенциализма до пьянства.
Эпоха застоя отметилась в киноистории обилием музыкальных комедий, исподтишка ставивших проклятые вопросы. А в 90-х рухнувшее государство наполнилось криминальным беспределом, который вскоре практически полностью занял киноэкраны. До недавнего времени кино в России снимали только про бандитов.
Сегодня кинематограф снова пытаются вернуть под государственный контроль. Министерство культуры РФ высказало мнение, что доля отечественных фильмов в российском прокате должна составлять не менее 50 процентов. Законодатели вместе с кинематографистами пытаются создать положительный образ страны и ее героев для популяризации с помощью кинематографа.
«Лента.ру» предполагает, что кино, как самое массовое из искусств, отражает свою эпоху. К Дню российского кино редакция выбрала типичных киногероев в каждом десятилетии с 1918 по наше время.