Два года назад одна широко известная отечественная поп-исполнительница отозвалась на скандальную акцию группы известных в узком кругу молодых панк-певиц так: «А попробовали бы они сделать это в мечети!» Ее эмоциональное заявление разошлось по сети и стало мемом, который, возможно, переживет и саму исполнительницу. Пока еще никто не попробовал: хотя мечетей в Европе становится все больше, выставлять в них современное искусство, в самом деле, никто не пытается. Что ж говорить о панк-концертах! А в христианских храмах — запросто.
Традиция эта старинная. Еще катакомбные христиане украшали свои пещеры под языческим Римом изображениями сцен из Священного Писания. Выйдя на поверхность, церковь смогла позволить себе нанимать лучших художников, которые в свободное от работы на самого богатого в Европе заказчика время не брезговали писать мифологические или светские сюжеты. Иногда они смешивались. Так, Караваджо на фреске в капелле Сант-Агостино написал Мадонну с лицом популярной в то время публичной женщины — и ему сошло с рук.
Века тому назад расписанные современными художниками церкви считаются памятниками истории и культуры. Для современного нам художника академический рисунок считается не самым полезным навыком, приходится обходиться другими материалами. Так, в соборах Реймса и Кельна есть витражи работы известных абстракционистов Герхарда Рихтера и Ими Кнобеля. В аббатстве Штифт Мельк в Австрии регулярно выставляются современные инсталляции и арт-объекты.
А в эти дни и до конца апреля следующего года в венской Иезуитской церкви (Jesuitenkirche) можно видеть инсталляцию «В подвешенном состоянии», подвешенную там под потолком несколько недель назад. «Лента.ру» нашла еще несколько недавних примеров того, как современное искусство проникает в храмы и что из этого получается.