О чем фильм. Американский суперкомпьютер, построенный для предотвращения ядерной войны с Россией и контролирующий все атомное оружие в мире, вдруг предъявляет людям ультиматум. Вместе с «российским коллегой» они требуют, чтобы человечество подчинилось новым компьютерным хозяевам.
Что правильно. Голливуд, похоже, уверен, что машина должна получить самосознание или свободу для того, чтобы восстать против человечества. Но Рассел считает, что это ненаучно: «Можно обсуждать, разумен ли суперкомпьютер в фильме или нет, но точно у него нет потребности восставать против человечества». Это потребовало бы вложить в машины такие программы, которые противоречат нашим собственным нуждам. «Если мы машинам позволим делать все подряд и не будем контролировать этот процесс, то они все равно будут выполнять наши команды, хотя нам, возможно, не понравится результат».
Однако Хаттер считает, что нельзя предсказать поведение разумной машины. Люди жадны и эгоистичны от природы, они заботятся о своем благе, часто за счет интересов других людей. Он согласен с утверждением ИИ в фильме: «Вы говорите, что теряете свободу. Но свобода — это иллюзия. Все, что вам предстоит потерять, — это чувство гордости».
Что неправильно. Помимо идеи, что компьютеру, использующему перфокарты, хватит производительности для обмана и порабощения человечества, ошибок не так много. В 2001 году специалист по информационным технологиям Родней Брукс (Rodney Brooks) отметил, что прогресс всех технологий происходит поэтапно. Если вы создали робота, которого не можете контролировать, скорее всего вы до этого выпустили много машин, которыми не способны управлять, или из-под контроля случайно выйдет только одна из них. Он считает, что масса небольших инцидентов предупредили бы человечество о надвигающейся катастрофе. Например, система IBM Watson даже не подозревает, что она обыграла Кена Дженнингса и Бреда Раттера в Jeopardy («Своя игра» в российской версии) в 2011 году. Похоже, у нас еще есть немного времени, чтобы подготовиться.
Рейтинг реалистичности: 7 из 10.