Свой профессиональный праздник, который отмечается 21 января, российские инженерные войска отметили учениями по форсированию реки в зимних условиях, проведенными впервые за 30 лет. Понтонно-переправочный батальон отдельной понтонно-мостовой бригады инженерных войск навел мост через Оку.
«Опыта по зимним переправам пока нет, так что сейчас мы, можно сказать, заново учимся всему. Что-то получается, что-то не очень. Мы делаем выводы. В любом случае понтонеры действуют по ситуации: разный берег, разная глубина, разный грунт. Поэтому решение зачастую принимается на месте», — объясняет подполковник Дмитрий Третьяков, командир третьего понтонно-мостового батальона 28-й понтонно-мостовой бригады.
Зимой возможны несколько вариантов форсирования реки. Самый простой — по льду, если его толщина позволяет двигаться гусеничной технике. Для прохождения одного танка толщина льда должна быть не менее 60 сантиметров. Здесь, на Оке, вода промерзла на 36 сантиметров, а значит, грузоподъемность льда составила всего 20 тонн. По словам военных, чтобы усилить грузоподъемность, можно наморозить лед, но для этого необходим особый температурный режим. В нынешних условиях наморозить дополнительный слой ледяного покрова было невозможно, поэтому инженеры навели мост.
Максимальная глубина реки Оки на этом участке — 2 метра 90 сантиметров. Место наведения переправы выбирается по следующим критериям: минимальная ширина реки, минимальная скорость течения, удобные пути подъезда к исходному и противоположному берегу, наличие места для выгрузки техники и звеньев моста.
Для наведения переправы бойцы инженерных войск натянули ленту моста на лед и при помощи плавающих транспортеров, лебедок и блоков состыковали звенья, а затем саперы произвели подрыв льда, чтобы мост под своим весом осел на воду, получив при этом необходимую плавучесть: если по не просевшему на воду мосту прогнать гусеничную технику, она раздавит звенья. Этот способ наведения моста называется «ленинградским».
Количество звеньев моста рассчитывается исходя из ширины реки, плюс резервные элементы — 10 процентов требуемого парка. Первое звено — береговое — натаскивают при помощи полиспаста: блока и системы тросов. Затем бойцы по порядку наводят остальные звенья, убирая лед и снег, попадающие между ними, и закрывают нижние стыковые устройства. При этом военные инженеры вынуждены работать по пояс в ледяной воде.
Количество необходимых для подрыва и растрескивания корки льда зарядов также рассчитывают исходя из требуемой ширины и длины майны (полыньи), толщины льда. Саперы применяют последовательный метод подрыва сосредоточенных зарядов — основных и вспомогательных. Для подрыва ледяного полотна на Оке использовали 360 килограммов тротила. Было проделано 280 отверстий для закладки зарядов — по 140 с каждой стороны моста.
В ходе операции военнослужащие впервые были экипированы в новый костюм понтонера, в состав которого входят страховочный жилет с бронезащитой «Корсар-МП», ветроводозащитная куртка, водонепроницаемый полукомбинезон с сапогами, утепляющие куртка и брюки, сумка для хранения и транспортировки костюма, спилковые перчатки для защиты рук от механических воздействий и утепляющие полушерстяные перчатки.