В XXI веке с его победившей технократией, ориентированной на логику и рациональное мышление, вере в волшебство, кажется, уже давно нет места. Мы возвращаемся к ощущению чуда разве что в новогоднюю ночь, когда пересматриваем «Гарри Поттера» или загадываем желание под бой курантов. Но еще остаются сообщества, которые живут иначе. Они верят в магию, называют себя ведьмам и жрецами, поклоняются нескольким богам и почитают природу.
Одно из таких сообществ — викка. Это неоязыческое течение возникло в середине ХХ века. Его создал английский служащий Джеральд Гарднер, увлекавшийся оккультизмом. Виккане обращаются к богу и богине, которые могут иметь разные воплощения. Они используют любой пантеон — по зову сердца: от древнеегипетского до кельтского. Изучают лекарственные растения и астрологию, празднуют смену времен года и посвящают себя поискам духовного смысла.
Виккан объединяет любовь к эстетике и творческому началу. Они шьют специальные платья и мантии, собирают своими руками атрибуты для обрядов. У каждого дома есть персональный алтарь, украшенный множеством ритуальных предметов.
Екатерина Перфильева начала снимать проект про викку, чтобы понять, как работает магическое мышление и почему в современном мире оно все еще актуально. «Я предполагала, что виккане окажутся инфантильными людьми, которые хотят сбежать от реальности в сказку и переложить все на мистические силы. В процессе съемки мои предубеждения испарились. Выяснилось, что больше всего виккане ценят свободу, ответственность перед окружающим миром и возможность выбора», — говорит автор проекта.
Ей удалось встретиться с последователями и создателями разных течений в Москве и Санкт-Петербурге. Несмотря на все различия их объединяла толерантность к чужим верованиям. «С детства мои герои были открыты религиозным поискам, увлекались эзотерикой, — отмечает Перфильева. — Некоторые получили образование религиоведа. Другие увлекались христианством, но разочаровались в догматизме и бюрократии церковной системы».
Одна из героинь объясняет: «Викка — это путь. Это не церковь, где ты пришел и остался. Христиане говорят, что если ты бездомный — ты обретешь свой дом в церкви. А если ты путешественник — то тебе нужна викка».
Это религия, в которой нет жестких правил. Она позволяет обращаться к любым знаниям, если они приводят к нужному результату. В этой свободе и состоит главная ценность учения для его последователей.
О том, как живет одна из самых быстрорастущих и популярных неоязыческих религий, — фотопроект Екатерина Перфильева.