6 мая прошло одно из главных модных светских событий сезона в Нью-Йорке — Met Gala, бал Института костюма музея Метрополитен. Тема бала — стиль camp — выбрана неслучайно. По уже сложившейся традиции гала-вечер становится роскошным вернисажем главной в году выставки Института. В минувшем году это была экспозиция Fashion and the Catholic Imagination, навеянная эстетикой католицизма. В 2019 году выставка называется Camp: Notes on Fashion и демонстрирует всем увлеченным историей, теорией и практикой моды, что такое собственно camp с fashion-точки зрения.
Ничего общего ни с табором, ни с военным лагерем или стоянкой индейского племени (так буквально переводится camp) тема Met Gala 2019 и выставки не имеет. На эстетском сленге прошлого века и в программном эссе Сьюзан Зонтаг «Заметки о кэмпе» это слово означало «утрированные, аффектированные жесты и действия с целью создать характерный образ персонажа». Нечто среднее между актерским мастерством как таковым, эстрадой и эксцентрикой. Приветствуется гротеск и манерность, доходящая до карикатурности. Характерный пример camp — то, чем занимался на сцене русский певец Вертинский. Важная часть camp — подбор костюма, макияжа и аксессуаров. И именно об этом бал, хозяйкой которого стала Анна Винтур, главная редакторка американского Vogue (она появилась в платье, созданном Карлом Лагерфельдом незадолго до смерти), и открываемая им выставка.
В XXI веке одним из порождений camp стал популярный у японской (да и у западной тоже) молодежи косплей. Однако классический camp сложнее: в отличие от «косплейщика», «кэмпер» не ставит своей задачей полностью мимикрировать под выбранного героя: он переодевается, но остается собой, подчеркивая не только «характерный образ персонажа», но и свои собственные яркие черты. Кэмперы обожают травести-образы, забавные и впечатляющие одновременно, и ироничные отсылки к гей-культуре.