В Западном крыле Новой Третьяковки 3 декабря открывается выставка Арсена Ревазова «Невидимый свет», объединившая около сотни его фотографий последних лет. Специально для «Ленты.ру» о выставке рассказывает Ирина Мак.
«Я снимаю знакомые объекты, созданные природой и человеческим разумом, в том свете, который мы никогда не увидим», — комментирует автор свои работы, имея в виду свой необычный метод и инструментарий. Фотографии сделаны в технике инфракрасной съемки, на специальную пленку или с использованием матрицы цифровой камеры, чувствительной к инфракрасному световому излучению. Иногда с использованием фильтра, который пропускает инфракрасный свет, а видимую часть спектра блокирует, давая возможность увидеть белыми кроны деревьев и черной — речку, которая течет среди привычно белых снегов.
Неполный спектр дает шанс увидеть странную, однако на удивление адекватную картину реальности — ровно такую, какой ее видит художник. «Арсену не интересно про глаз. Ему интересно про абсолют. Он хочет использовать фотографическую технику именно для того, чтобы увидеть окружающий мир таким, каким его не может ухватить наше несовершенное зрение, — написал в своем блоге Антон Носик, знаменитый журналист и один из создателей Рунета, а для Арсена Ревазова — однокурсник по 3-му Медицинскому институту и близкий друг. Антону, который когда-то придумал и сайт «Лента.ру», посвящена выставка «Невидимый свет».
Врач по образованию, специалист в области рекламы и технологий по роду деятельности, автор сборника стихов и романа «Одиночество-12», ставшего в 2005-м бестселлером, Арсен Ревазов давно и профессионально занимается фотографией. Время от времени выставляется — после Фотобиеннале 2010 года были выставки в галерее «Триумф». В параллельной программе IV Московской биеннале современного искусства работы Арсена участвовали в совместной с Сергеем Братковым, Ольгой Чернышевой и Александром Бродским выставке «Общее чувство». Показанный тогда его проект «Несмятые простыни Венеции» представлял собой фотографии, напечатанные на ткани форматом метр на два — городские виды развесили на стальном тросе и закрепили прищепками. И хотя на нынешней выставке «простыней» нет, Венеции, в которой автор проводит большую часть своего времени, тут много.
Венеции посвящена и инсталляция Александра Бродского, сочинившего архитектуру экспозиции: мостик и забеленная пигментом вода, на которую с потолка проецируются кадры с палаццо на Большом канале и преломленные в воде отражения. Почти все, что мы здесь видим — свидетельства бесконечных путешествий автора: по Эфиопии, Италии, Америке… И по России, о которой рассказывает серия «Красная-прекрасная» («Red/slash/beatiful»), стоящая в этом ряду особняком.