«Лента.ру» продолжает публиковать уникальные кадры времен Второй мировой войны. Фотограф Артур Бондарь недавно приобрел в России у частного коллекционера снимки известного советского фотокорреспондента Олега Кнорринга, сделанные им в апреле 1944 года во время Уманско-Ботошанской операции Красной армии. Ее итогом стало освобождение юго-западной части правобережной Украины, части Молдавии, выход советских войск к границе с Румынией и их вступление на ее территорию.
Войска 2-го Украинского фронта под командованием маршала Советского Союза Ивана Конева за полтора месяца по распутице и бездорожью с боями прошли свыше 300 километров, 26 марта 1944 года первыми в Красной армии вышли к государственной границе СССР на реке Прут и перенесли военные действия за пределы нашей страны, освободив крупный румынский город Ботошани в предгорьях Карпат.
Уманско-Ботошанская операция не только закрепила успех победоносной Корсунь-Шевченковский операции Красной армии, нанеся существенный урон боеспособности вермахта. Ее уникальность в том, что войска 2-го Украинского фронта стремительно и последовательно, с ходу, в условиях весеннего половодья форсировали шесть рек — Горный Тикич, Южный Буг, Днестр, Реут, Прут и Сирет. «История войн не знает более широкой по своим размахам и сложности операции, которая была бы осуществлена в условиях полного бездорожья и весеннего разлива рек», — вспоминал потом маршал Советского Союза Иван Конев.
Успех Уманско-Ботошанской наступательной операции полностью изменил стратегическую ситуацию на советско-германском фронте. «С выходом к Карпатам наши войска раскололи стратегический фронт противника, нарушив взаимодействие групп армий "Южная Украина" и "Северная Украина"», — подчеркивал в своих мемуарах Конев, который вскоре после завершения триумфального броска к Карпатам был назначен командующим войсками 1-го Украинского фронта.
«Продвижение Красной армии в пределы Румынии до крайности обострило политическое положение в странах Юго-Восточной Европы, вызвало панику и смятение среди правящих кругов этих стран. Антонеску, Хорти и другие гитлеровские марионетки поняли, что близок и неминуем крах фашистской Германии, — указывал Конев. — Опасаясь народного восстания и стремясь удержать своих союзников, гитлеровская клика в марте 1944 года была вынуждена ввести в Венгрию, Румынию и Болгарию дополнительные контингенты своих войск. Но ничто не могло спасти фашизм от катастрофы».