Главное
13:32, 15 февраля 2019

На РИФ-2019 поспорили о больших данных

На Российском инвестиционном форуме в Сочи прошла панельная сессия «Большие данные как новая форма государственного управления». Накопленные госорганами данные — важный инструмент развития бизнеса и улучшения госуправления, — подчеркнули участники дискуссии.

Директор департамента Минкомсвязи по координации и реализации проектов по цифровой экономике Михаил Насибулин отметил: «Эффективную национальную стратегию не реализовать без активной позиции государства именно в направлении гармонизации данных, открытия больших массивов данных для использования бизнесом, для построения как раз супер-сервисов. И мы верим, что впоследствии это приведет уже к возможности принимать решения государством на основе тех выводов, которые мы можем делать как раз по накопленным данным».

«Одна из причин, почему мы начинаем говорить о национальных стратегиях такого рода, — это взрывной рост количества данных. 90 процентов данных, которыми мы сегодня оперируем, появились лишь за последние 2 года. Если посмотреть на десяток компаний, которые имеют самую большую капитализацию, я имею в виду глобальные компании, то 7 из этой десятки — это компании, работа которых основана на данных, и 5 из них — это компании, которые используют платформенные решения», — заметил директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии Группы Всемирного банка Андраш Хорваи.

«Мы вступили в эпоху беспрецедентного накопления, беспрецедентных объемов данных, и мы понимаем, что ценность человека во многом уже определяется теми данными, которые он способен передать в этот безбрежный океан, на основе анализа которого принимаются очень многие решения — от диагностики заболеваний до выдачи банковского кредита. Государство сегодня - прежде всего беспрецедентное хранилище данных», — отметил редакционный директор Forbes Николай Усков,

«Рынок больших данных к 2024 году достигнет 300 миллиардов рублей. Сейчас он составляет, по разным оценкам, от 10 до 30 миллиардов рублей. Это по сути взрывной рост. От использования различных моделей с использованием больших данных и искусственного интеллекта вырастет ВВП за этот же период на 1,5 процента», — подчеркнула президент Ассоциации Больших Данных; член совета директоров «Мегафона» Анна Серебрянникова.

«В этом году предполагается реализация пяти базовых экспериментов. Это позволит в следующем году приступить к более масштабным внедрениям элементов Национальной системы управления данными. В течение этого года в рамках правовой песочницы, в рамках вполне конкретных отдельных информационных источников будет попытка реализовать механизм, который потом можно будет, если он покажет себя успешными, реализовать во всех информационных системах, доступных государству», — отметил руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Владислав Онищенко.

«Индекс внедрения цифровых технологий: мы проанализировали порядка 180 стран, и из них Российская Федерация по этому индексу заняла 28 место. С точки зрения государства и его готовности к внедрению цифровых технологий, Россия заняла 18 место из 180 стран. Мы видим, что государство достигло неплохих результатов. Следующим этапом будет попытка подтянуть до этого уровня население и бизнес», — подчеркнул Андраш Хорваи.

«Роль данных — ключевая в цифровом государственном управлении. В первую очередь все внедрение, все супер-сервисы, которые мы можем осуществить, все это упирается в качество данных, в системы, которые их записывают. Мы, как, наверное, главный идеолог национальной системы управления данными, будем в первую очередь обращать внимание на качество данных, гармонизировать те данные, которые уже записаны в разных информсистемах, и наводить порядок», — заметил Михаил Насибулин.

«Проблема качества данных в государственно-информационных системах и в системах, к которым бизнес обращается, когда пытается проверить требуемые по закону сведения, не решена, и без создания национальной системы не будет работать», — отметил Владислав Онищенко.

«В Москве мы сталкиваемся с тем, что не использовать данные разных государственных и информационных систем — склеивая, перепроверяя, моделируя, перепроверяя потом на федеральных данных — невозможно. Просто физически теряется смысл накапливать их если не будем все границы эти преодолевать. Наша надежда заключается в том, что Национальная система управления данными состоится. И главная надежда — на то, что у Национальной системы управления данными будет лидер, который пробьет все эти ведомственные барьеры», — рассказал руководитель департамента информационных технологий города Москвы Эдуард Лысенко.

«Много нормативных проблем стоит, которые препятствуют или, так скажем, существенно снижают в случае ее реализации инициативу по созданию Национальной системы управления данными, снижают эффективность ее реализации», — сказал Владислав Онищенко.

«Госорганы не готовы пока работать на основе цифровых данных, нам нужны компетентные кадры с точки зрения цифровизации, нам нужны компетентные кадры те, кто работает с данными», — отметил председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антон Дроздов.

«Мы ратуем за создание децентрализованной системы, которая будет называться Национальная система управления данными и объединять все децентрализованные системы, которые действуют на общих правилах, единых требованиях к информационным источникам, единых правилах информационного обмена», — подчеркнул Владислав Онищенко.
«Мы хотим выработать единые правила, по которым все данные будут записываться и использоваться и с помощью которых разные ведомства смогут обмениваться», — отреагировал Михаил Насибулин.

«Наличие больших массивов данных — и даже в цифровом формате — не равно настоящим большим данным. <…> Требуется большая работа с точки зрения создания единых хранилищ, создания каталогов, создания интеграций различных источников», — сказал генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин.

«Необходимо попытаться выстроить общую методологическую основу, разработать по крайней мере в первом варианте единые требования к данным внутри информационных систем. В ходе экспериментов также надо разработать методологию оценки качества данных», — заметил Владислав Онищенко.

«Мы большой держатель данных обрабатываем сейчас уже 350 миллионов запросов от 2,5 тысячи контрагентов. Это федеральные, региональные органы власти и где-то 40 миллионов запросов граждан. Мы объединили в базы свои собственные данные. Сейчас у нас 155 миллионов индивидуальных лицевых счетов и единый идентификатор. Следующим этапом является искусственный интеллект — и мы уже для себя видим такие платформы. В прошлом году мы протестировали систему назначения пенсий на основе искусственного интеллекта. Это единый контакт-центр, то есть, когда бы и откуда человек ни обратился, он идентифицируется благодаря тем идентификаторам, которые применяются», — подытожил Антон Дроздов.

«Информация, которой мы обладаем, а мы доставляем в год 450 миллионов посылок, около 2 миллиарда писем. вся эта информация у нас содержится. Мы обладаем информацией о 86 миллионов адресов — это знание вывело нас на такое активное взаимодействие с ФНС, когда мы помогаем чистить базу данных ФИАС таким образом, чтобы делать ее более корректной. Мы создали систему ГИС ЖКХ, в которой содержится информация о 95 процентов жилых домов всей нашей страны, куда есть возможность загружать данные о потреблении ресурсов. Вклад в Национальную систему управления данными мы могли бы внести, в частности, и на стыке цифрового и реального мира, чтобы можно было получить информацию о правильном расположении тех или иных объектов», — отметил генеральный директор «Почты России» Николай Подгузов.