Главное
09:47, 15 июня 2023

Эксперты обсудили программу «Профессионалитет»

Программу «Профессионалитет» обсудили на ПМЭФ

Программа «Профессионалитет» позволила создать механизм подготовки программам среднего профессионального образования под запросы рынка. Для полной синхронизации необходимо создавать прогнозы развития рынка труда. К такому выводу пришли представители федеральных и региональных органов власти, бизнеса и эксперты в сфере образования по итогам сессии «Профессионалитет»: отраслевой подход к подготовке кадров в условиях импортозамещения», прошедшей в рамках Петербургского международного экономического форума.

«Проект "Профессионалитет" — это комплексное развитие всей системы среднего профессионального образования. Это возможность для молодого человека получить хорошую рабочую специальность. Также это развитие нашей суверенной экономики в рамках подготовки высококвалифицированных кадров. Что сделано за последние два года? Мы синхронизировали те направления подготовки, которые были в регионах, с региональными программами рынка труда, выровняли КЦП. Важно, чтобы направления подготовки соответствовали тем задачам, которые ставит перед собой региональный рынок труда. Мы ввели демонстрационный экзамен, то есть по окончании колледжа выпускник должен продемонстрировать свои практические навыки. Мы ввели возможность налогового вычета для тех предприятий, которые инвестируют в систему среднего профессионального образования. Мы ввели возможность создания учебно-производственных комбинатов колледжам, чтобы была дополнительная возможность внебюджетной деятельности и работа студентов на предприятии колледжа. Мы активно развиваем систему воспитательной работы. По поручению президента Российской Федерации Владимира Путина все кураторы групп в колледжах получают дополнительные выплаты — пять тысяч рублей. Введен День профессионального образования. Все это — комплексная работа по повышению качества среднего профессионального образования, а "Профессионалитет" — это локомотив и движущая сила при переходе на отраслевую систему управления колледжами. В конце года мы подведем итог рейтинга эффективности работы всех колледжей нашей страны», — сказал министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

«"Профессионалитет" сегодня — это один из важнейших проектов, одна из движущих сил новой модели экономического роста нашей страны. То, чем сейчас занимается наша страна, наша экономика — это не импортозамещение, а развитие и создание новых продуктов, движение вперед. У нас нет задачи что-то заместить, у нас есть задача создать свое на новом технологическом уровне. Проект "Профессионалитет" дает возможность большему количеству молодых людей вступать в программу. Доступность этой программы во многих регионах растет, а это дополнительные возможности получить те профессии, которые будут давать более высокий доход молодым ребятам по всей стране. Также появляются кадры в целом по стране, а это — больше инвестиционных проектов», — отметил помощник президента Российской Федерации Максим Орешкин.

«Вы видите, как сейчас изменился мир, видите, где мы теперь отдыхаем и куда путешествуем. Нам понадобится большое количество специалистов в этой сфере туризма. "Профессионалитет" — это возможность по современным стандартам удовлетворить те потребности, которые сегодня есть в экономике регионов», — отметил губернатор Калужской области Владислав Шапша.

«Нас беспокоит низкое целевое обучение в стране. Сегодня количество целевых студентов еле превышает два процента. В отдельных регионах, таких как Кемеровская область, этот показатель достигает 18 процентов, Татарстан — восемь процентов, Московская область — почти 10 процентов, но два процента по стране — очень низкий показатель. Это говорит о том, что компании не выстраивают долгосрочные отношения со своими будущими работниками, а работник не имеет перспективного плана и гарантийного трудоустройства на ближайшие пять лет. Надо этот вопрос вернуть и, может быть, законодательно закрепить», — председатель комитета по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Комаров.

«Должна быть правильная система мотивации внутри "Профессионалитета", потому что количество вовлекаемых учебных учреждений увеличивается. Рейтинг колледжей — это важная мотивационная история. Вся система СПО существует для подготовки необходимых кадров, а эта необходимость оценивается по факту трудоустроенности, по уровню зарплаты. Колледжи должны дополнительно мотивироваться, дополнительную мотивацию должны получать и их руководители», — подчеркнул Максим Орешкин.

«У нас фактически нет единого центра подготовки мастеров производственного обучения по сфере колледжей. Мы впервые создаем два крупнейших федеральных центра — в Калуге и в Нижнем Новгороде, там будет вестись переподготовка и подготовка кадров, преподавателей, мастеров производственного обучения для системы среднего профессионального образования. Это очень важно для развития всей системы и отраслей. Также очень важно то, что это будут современные технопарки, современные учреждения образования. Они дадут нам очень многое в плане подготовки мастеров производственного обучения. Раньше такого не было», — подчеркнул министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

«Нам в Калужской области необходимо 64 тысячи специалистов, из них 2/3 — это рабочие специальности. Для высшего образования мы сейчас завершаем строительство кампуса Бауманского университета на три тысячи студентов. Для того чтобы готовить рабочие специальности, у нас строится технопарк рабочих профессий. Это серьезный шаг на пути подготовки специалистов», — подчеркнул губернатор Калужской области Владислав Шапша.

Прогнозы развития рынка труда повысят эффективность среднего профобразования, уверены эксперты.

В системе образования важно понимать, какие кадры через 5-10 лет будут нужны, чтобы мы могли уже на уровне школьного образования готовить детей, сказал Сергей Кравцов.

«Всегда нужно смотреть сверху вниз на то, что происходит в экономике, причем не только в российской, но и в мировой, нужно знать глобальные тренды. А дальше необходимо переводить это в конкретные цифры, чтобы понимать, как будет развиваться наш рынок труда. Помимо прогноза, важна и мотивация на уровне каждого руководителя колледжа, чтобы он был ответственен за тот результат, за ту занятость, которую выпускники его колледжа получают в конкретном городе, в конкретном регионе», — подчеркнул Максим Орешкин.