В рамках Петербургского международного экономического форума прошла сессия «Цифровое небо: технологии глобального лидерства России для массового применения беспилотной авиации». Во время нее участники рынка БАС обсудили, какие технологии и инфраструктура позволят использовать дроны на всей территории России и по каким принципам необходимо создавать цифровое транспортное право для ускорения внедрения беспилотников.
Участниками дискуссии стали директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) и генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» Дмитрий Песков, исполнительный директор АО «НПП «Радар ммс» Иван Анцев, генеральный директор «Флай дрон» Никита Данилов, генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич, президент Sitronics Group Николай Пожидаев, генеральный директор «Агримакс.Аэро» Максим Чижов и др.
«Долгое время дроны оставались игрушками, примерно несколько лет назад у нас произошло массовое вынужденное осознание важности этой темы. Еще через некоторое время у нас стартовал национальный проект — он только развивается, это фактически первый год его более-менее серьезной реализации. И стартовал целый ряд частных инициатив, которые его [нацпроект] серьезно дополняют и развивают. Всем уже стало понятно, что вопрос, который стоит на повестке, это не вопрос о дронах или авиации, это вопрос о небе <...> Дальше стало понятно, что дроны — это власть в прямом смысле этого слова, это вопрос суверенитета даже не технологического, а политического. Собственно говоря, ваша власть распространяется туда, куда может долетать ваш дрон, и не может долететь чужой», — выступил со вступительным словом директор направления «Молодые профессионалы» АСИ и генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» Дмитрий Песков.
Также Дмитрий Песков представил результаты опроса отрасли БАС, проведенного АО «ГЛОНАСС» совместно с АНО «Платформа НТИ» в рамках подготовки к сессии. Так, большинство экспертов на рынке считают, что развитие рынка БАС тормозят прежде всего отсутствие гибридной сети связи (26%) и норм цифрового транспортного права (22%). Еще 21% респондентов на рынке считают, что развитию отрасли мешает нехватка сертифицированных решений для предотвращения столкновений в воздухе, 11% обозначали в качестве проблемы отсутствие сертифицированного связного оборудования для коммуникации с БВС. В опросе участвовали 1,2 тыс. руководителей компаний и экспертов отрасли беспилотных авиасистем, члены профильных ассоциаций.
Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич посвятил свое выступление концепции бесшовного неба, которую могут рассмотреть в правительстве уже осенью 2024 г. Она должна дополнить национальный проект «Беспилотные авиационные системы», который рассчитан до 2030 г.
«Мы знаем, что передовые мировые экономики стремятся безопасно внедрить в воздушное пространство дроны. Можно констатировать, что в полной мере еще никому не удалось это сделать. Концепция направлена именно на то, чтобы дать ответ на вопрос, как это правильно сделать, и обозначить подходы к решению этой задачи», — сказал Алексей Райкевич.
В представленной АО «ГЛОНАСС» концепции бесшовное небо разделено на десять уровней: инфраструктурный, транспортный, хозяйственный, логистический, стратосферный и др. По словам Алексея Райкевича, первая цель проекта — избавиться от устаревших правовых норм и ввести сквозное регулирование воздушного пространства, которое увяжет уровни неба между собой. Вторая — определить критические технологии и инфраструктуру, без которых отрасль не может развиваться.
Так, решением проблемы со связным оборудованием может стать использование гибридной сети связи на базе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС», добавил Алексей Райкевич.
«Для устойчивого развития отрасли каналы связи с беспилотником должны существовать в любой точке воздушного пространства. Эта проблема решается через создание низкоорбитальной спутниковой группировки. Для это компания планирует использовать малые космические аппараты производства Sitronics Group. Мониторинг БПЛА с помощью спутниковой связи будет протестирован на “Архипелаге 2024” в Сахалинской области», — сказал Алексей Райкевич.
По словам генерального директора компании «Флай Дрон» Никиты Данилова, за последний год парадигма использования беспилотников сильно поменялась. Если раньше говорилось об оцифровке неба для построения маршрутов движения дронов, то сегодня субъекты думают о том, как защититься от противоправного применения БАС. Поэтому сегодня, считает эксперт, крайне важно заняться регуляторикой, которая бы эффективно совмещала в себе и использование дронов и противодействие им.
«В нашем понимании, конечно, небо нужно оцифровать. Сервисы от этого тоже поменяются, потому что автономность беспилотника рано или поздно тоже должна рано или поздно убрать оттуда человека. А если нет человека, то и сервис, от начала использования воздушного пространства до регулирования полета, тоже должен поменяться. И это приведет к новому понятию полета, цифрового наблюдения, противодействия и организации полетов беспилотников. Интегрированные сети контроля за полетом дронов уже существуют, мы ждем только спутниковый сегмент. <…> Если будет единый формат понимания, кто летит в небе, кто является доверенным, кто своим — гораздо проще противодействовать чужим. А закрывать воздушное пространство, к сожалению, эффективности не показало», — сказал Никита Данилов.
В рамках дискуссии участники также затронули тему наиболее востребованных направлений применения дронов в ближайшие годы. Согласно опросу, в ближайшие 10 лет дроны будут наиболее востребованы в сельском хозяйстве, так считают 23% опрошенных экспертов отрасли. Кроме этого, 19% респондентов отмечают высокий спрос на дроны для аэрофотосъемки, еще 17% экспертов считают, что популярным направлением для применения беспилотников станет и грузовая логистика на труднодоступные территории.
По словам генерального директора компании «Агримакс.Аэро» Максима Чижова, российские сельскохозяйственные дроны доказали свою эффективность и надежность. Кроме этого, аппараты являются более приемлемыми с точки зрения погодных условий, чем стандартные способы сельхозопераций. Однако, их применение требует формулировки новых подходов к растениеводству и разработки агротехнологий: это позволит еще эффективнее использовать преимущества, которые дают дроны, в аграрном секторе.
«С точки зрения технологических барьеров, преодоление которых повысит применение беспилотников, нам нужно повышение плотности заряда на борту дрона: это может быть либо топливный элемент, либо повышение удельной емкости аккумуляторных батарей, которые сегодня используются. <…> И связь, навигация и идентификация в гибридном режиме, которые позволяют нам идентифицировать "своего" дрона и обеспечивать с ним постоянную связь. Это позволит снизить трудоемкость наших работ, как эксплуатантов, снизить количество персонала, который задействован в эксплуатации дронов, и еще больше повысить безопасность применения и экономическую эффективность в том числе», — сказал Максим Чижов.