Главное
11:26, 11 июня 2024

ВЦИОМ и Фонд Росконгресс опросили участников ПМЭФ

ВЦИОМ и Фонд Росконгресс представили итоги опроса участников ПМЭФ

ВЦИОМ и Фонд Росконгресс представили итоги опроса участников Петербургского международного экономического форума – 2024. В этом году ВЦИОМ традиционно обеспечил социологическое сопровождение Форума, проведя опрос участников. Цель опроса – определить восприятие тематики Форума его участниками и оценить влияние мероприятия на комплекс вопросов. С результатами можно ознакомиться по ссылке.

В этом году 27-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2024) проходил с 5 по 8 июня. ПМЭФ — одно из самых крупномасштабных и значимых деловых событий в мире. В опросе, посвященном прошедшему форуму, приняли участие слушатели (49 процентов), журналисты (27 процентов), спикеры (13 процентов) и организаторы (15 процентов). Среди них 38 процентов являются представителями бизнеса, а 62 процента представляют иную сферу.

Участники полагают, что наиболее приоритетными направлениями развития внешней политики у России на сегодняшний день должны стать более тесное сотрудничество с Китаем (44 процента) и странами СНГ (25 процентов). Сотрудничество со странами Африки назвали 18 процентов, с Индией – 15 процентов. В меньшей степени опрошенные ожидают развитие сотрудничества со странами Запада (12 процентов) и латинской Америки (11 процентов). Более четверти (27 процентов) считают, что нужно укреплять связи по всем перечисленным направлениям в равной степени.

Тройку наиболее влиятельных стран на международной арене, по мнению участников опроса, составляют Китай (97 процентов отметили большое влияние), Россия (92 процента) и США (91 процент). Индекс влиятельности соответственно составил 96 и 86 пунктов. В топ-5 вошли также ОАЭ (72 процента и 49 п.) и Индия (69 процентов и 41 п.). У остальных представленных стран индекс влиятельности приобретает отрицательное значение: Франция (-13 п.), Япония (-18 п.) и Оман (-46 п.).

Китай (71 процент) назвали также в первую очередь и в числе стран, которые в ближайшие пять лет существенно увеличат свой потенциал. Второе и третье место занимают Россия (63 процента) и Индия (48 процентов). Саудовская Аравия набирает 19 процентов, Бразилия и Южная Африка по 15 процентов, США – 10 процентов.

Углубление экономических, торговых связей (34 процента) и создание единого валютно-финансового рынка (30 процентов) – эти направления сотрудничества России со странами БРИКС опрошенные называли в первую очередь, то есть речь идет об экономическом партнерстве. В пятерку ключевых направлений вошли также международная безопасность (19 процентов), новые индустрии в области будущих технологий (16 процентов), а также образовательные, культурные обмены и военно-техническое сотрудничество (по 14 процентов).

Вопрос о том, какие страны следует принят в ряды БРИКС в ближайшие 2-3 года с точки зрения экономической эффективности вызвал затруднение у 67 процентов респондентов. Больше всего «голосов» набрала Турция – 9 процентов, еще 4 процента отметили Нигерию, по 3 процента - Мексику, Индонезию и Аргентину.

Отдельный вопрос касался Омана: почти половина опрошенных (48 процентов) указали на хорошие, дружественные отношения России с этим государством. Еще 29 процентов охарактеризовали их как нормальные, спокойные. Практически каждый второй (45 процентов) находит высокой вероятность вхождения Омана в состав БРИКС в ближайшие пять лет, средней такую вероятность назвали 27 процентов. Только 4 процента считают такой сценарий маловероятным.

Около половины (46 процентов) участников опроса сообщили, что их организация инвестирует в науку и технологии или финансирует соответствующие гранты. Но практически столько же (43 процента) ответили отрицательно на этот вопрос. Чаще всего организации инвестируют в программное обеспечение (30 процентов), информационно-телекоммуникационные технологии и электронику (22 процента), а также развитие технологий искусственного интеллекта (20 процентов). Остальные сферы звучат реже: по 13 процентов вкладываются в зеленые технологии и биомедицину, 12 процентов - в производство отечественного оборудования и машин, каждый десятый (10 процентов) – в энергосберегающие технологии. Робототехника и новые транспортные технологии – в эти направления инвестируют по 8 процентов, по 3 процента вкладываются в развитие квантовых и космических технологий.

Главная причина, по которой компании не инвестируют в науку и технологии – отсутствие такого приоритета (67 процентов). В 10 процентах случаев речь шла о финансовых ограничениях. Неопределенность экономической ситуации отметили 6 процентов, а 5 процентов сослались на дефицит кадров на рынке.

Девять из десяти опрошенных (89 процентов) признают необходимость дополнительных стимулов российским организациям для того, чтобы они более активно начали инвестировать в науку и технологии. Главное направление – развитие кадров (52 процента). В числе других актуальных направлений - создание механизмов государственной поддержки компаний, инвестирующих в научные разработки (38 процентов), развитие механизмов частно-государственного партнерства (венчурные фонды и т.п.) (28 процентов) и налаживание международной кооперации, бизнес контактов с другими странами (27 процентов). Реже звучат такие варианты как создание реестра наиболее перспективных направлений в области развития науки и технологий и повышение осведомленности о нормативном регулировании в сфере новых технологий (15 процентов и 14 процентов соответственно).

Кадры, по мнению опрошенных, - ключ к тому, чтобы Россия стала глобальным лидером в области технологий будущего, а именно повышение уровня и подготовки кадров (18 процентов). Почти столько же набирают инвестиции в науку и технику, развитие технологий (17 процентов). Каждый десятый (10 процентов) отметил важность повышения социального статуса ученых/ повышение заработной платы/ предотвращение оттока кадров. О важности данного направления говорят и результаты опроса. Восемь из десяти (81 процентов) респондентов не смогли припомнить ни одной фамилии современного российского ученого или инженера.

Сами опрошенные фиксируют существующий дефицит инженерных (28 процентов) и научных (19 процентов) кадров. Четверо из десяти (43 процента), впрочем, сообщили, что компания не испытывает нехватки такого рода специалистов.