Юнит-экономика на пальцах: как посчитать, зарабатывает ли ваш бизнес на самом деле
© «Теперь вы знаете» / создано при помощи нейросети
Что такое юнит-экономика
Юнит-экономика — это метод оценки устойчивости бизнес-модели. Это не какая-то конкретная метрика или бухгалтерская формула, а инструмент, который помогает увидеть реальное здоровье компании.
Под юнитом подразумевается любая единица бизнеса, которая приносит прибыль. Например, проданный продукт или купивший подписку на сервис клиент. Если у вас кофейня, то ваш юнит — это проданная чашка кофе.
«Юнитом» может быть что угодно: один продукт, один клиент, одна партия товара, одна рекламная кампания или даже один сотрудник отдела продаж. Если его можно посчитать в штуках и оценить в деньгах — он становится идеальным объектом для анализа.
С помощью юнит-экономики вы видите:
- на чем компания действительно зарабатывает;
- где компания теряет деньги.
Если продолжить пример с кофейней, то через расчет юнит-экономики вы увидите, приносит вам деньги продажа чашек кофе или нет и как много приносит.
Оценка юнит-экономики нужна для того, чтобы принимать взвешенные управленческие решения. Например, стоит ли продолжать развивать определенный канал привлечения клиентов или начинать масштабировать бизнес.
© «Теперь вы знаете» / создано при помощи нейросети
Пока ты не понимаешь, что происходит на уровне одной единицы, — ты не управляешь бизнесом. Ты переходишь перекресток Сибуя с завязанными глазами. Компании, которые регулярно считают юнит-экономику, быстрее адаптируются к изменениям рынка и не путают рост оборота с ростом дохода.
Из чего складывается юнит-экономика
Если объяснять очень просто, то оценка юнит-экономики — это работа с доходами и расходами. Здесь может быть очень много разных метрик и показателей: ARPPU, CPU, Unit Margin и другие. А также множество данных — средний чек, себестоимость продукта, прямые издержки.
Математиком быть не нужно — важно понимать логику: все, что приносит деньги, или то, где мы деньги теряем, подлежит оценке. Главное — сформулировать задачу, условия и определить ключевые показатели, которые влияют на решение.
Данные и метрики для анализа юнит-экономики подбираются под конкретную цель или задачу. Просто увидеть «здоровье» компании или начать планировать ее масштабирование — это разные вещи. Для первой задачи можно использовать базовую формулу, о которой мы расскажем ниже, а для второй придется провести более сложный анализ.
| Метрика | О чем они говорят | Как считать |
|---|---|---|
| CAC | Сколько стоит привлечение одного клиента | Сумма затрат на привлечение / число новых клиентов |
| LTV | Сколько денег принес клиент за все время отношений с вашей компанией | Средний чек * среднее количество покупок (за месяц) * среднее время жизни клиента (в месяцах) |
| ARPU | Какой средний доход с одного клиента/покупки (юнита) | Общая выручка / количество клиентов (покупок) |
| CPU | Какая себестоимость у одного продукта/клиента (юнита) | Общие затраты (себестоимость) / количество юнитов |
| Unit Margin | Какая прибыльность у юнита | ARPU – CPU |
| Payback Period | За какое время окупается клиент | CAC / ARPU |
| Retention Rate | Сколько клиентов вам удалось удержать, а сколько — нет | (Количество пользователей в конце периода / количество пользователей в начале периода) * 100% |
| Gross Margin | Какова реальная прибыльность | LTV – себестоимость |
Как посчитать юнит-экономику
Все начинается с простой базовой формулы: «сколько клиент приносит компании» минус «сколько стоит привлечь клиента».
То есть, Unit Economics = LTV – CAC.
Здесь LTV — это доход от клиента, а CAC — расходы на его привлечение. Показателем здорового бизнеса будет положительное число.
Разберемся, как использовать эту формулу и наконец дойти до расчетов и их итогов.
Определите конкретный юнит
Решите, что для вашей компании считается юнитом. Здесь все зависит от направления работы бизнеса.
Если вы разрабатываете SaaS-сервис, то юнитом становится каждый пользователь продукта: который оформил подписку или купил условную лицензию.
Если вы производите и/или продаете товар, то юнитом может стать каждый конкретный проданный продукт. В примере выше с кофейней — чашка кофе, для мебельной фабрики — условный обеденный стол.
Если вы оказываете услугу, то юнит — ваш клиент. Например, который обратился в агентство за разработкой лендинга или оплатил поездку в такси.
Рассчитайте LTV
Для базовой формулы оценки юнит-экономики нужны LTV и CAC.
LTV — сумма, которую клиент приносит клиент за все время, пока он с вами.
Ее можно рассчитать разными способами:
- Средний чек * частота покупок * среднее время жизни клиента (в месяцах).
- Средняя прибыль или выручка с клиента в месяц * среднее время жизни клиента (в месяцах).
Используем первый вариант на примере. Представьте, что клиент покупает кофе в вашей кофейне уже три месяца со стабильной частотой 8 раз в месяц. Он чередует авторские варианты за 500 рублей, иногда просто американо за 300 рублей. Средний чек получается на уровне 400 рублей.
Посчитаем LTV: 400 * 8 * 3 = 9600 рублей.
Конечно, на практике расчет будет чуть сложнее — придется сначала отдельно считать средние показатели. Ведь не все клиенты ходят стабильно 10 раз в месяц в кофейню и чередуют одни и те же виды кофе с одной и той же ценой.
Рассчитайте CAC
Следующая базовая метрика — CAC, стоимость привлечения клиента. Чтобы рассчитать ее, нужно разделить сумму затрат на привлечение (расходы на канал трафика) на число новых клиентов.
Например, вы вложили в рекламу 100 000 рублей и получили 200 новых покупателей в кофейне. CAC — 100 000 / 200 = 500.
Подсчет с рекламой самый простой, но на практике он будет более массивным. Ведь, чтобы привлечь клиента в кофейню, вы не только потратили деньги на разработку и запуск рекламной кампании. Еще была зарплата маркетологу, бариста и пр.
В реальности при подсчете CAC учитываются расходы не только на рекламу. В идеале нужно закладывать все расходы, например, которые касаются поддержания работоспособности сервиса. Это и ФОТ, и административные расходы, и многое другое.
Сравните LTV и CAC
У вас на руках есть две основных метрики, поэтому пришло время использовать базовую формулу, о которой говорили выше.
Unit Economics = LTV – CAC. Подставьте полученные цифры: 9600 – 500 = 9100.
В целом здесь уже из пятизначного LTV очевидно, что юнит-экономика положительная.
Но стоит также разделить LTV на CAC, чтобы посмотреть, во сколько раз прибыль от клиента больше расходов на его привлечение. Что получится: 9600 / 500 = 19,2. Это хороший результат, бизнес-модель устойчивая.
Проверьте правило 3x: LTV должен быть минимум в 3 раза больше CAC. Если меньше — вы теряете деньги на росте.
Используйте дополнительные метрики и данные
Базовые расчеты выше отражают только основную логику оценки юнит-экономики.
На практике к ним добавляются еще несколько ключевых показателей:
- Валовая маржа (Gross Margin). Чтобы посчитать реальную прибыльность, из LTV вычитается себестоимость.
- Retention Rate. Отток клиентов напрямую снижает LTV. Рост продаж не компенсирует плохое удержание.
- Payback Period. Показывает, через сколько месяцев окупается клиент. Если период больше 6–9 месяцев, модель требует пересмотра. Чтобы посчитать Payback Period, разделите CAC на средний доход с клиента в месяц (ARPU).
Также важно учитывать скидки, промоакции, возвраты и другие «потери». Например, клиенту не понравился кофе, и он попросил его переделать. То есть сделать вторую чашку «за счет заведения». Бизнес потратил в два раза больше ресурсов и получил с клиента, по сути, меньше денег. LTV этого клиента ниже.
У разных отраслей есть свои особенности бизнес-моделей:
| Отрасль | Юнит | На что обратить внимание |
|---|---|---|
| Классический e-commerce | единица проданного товара | Учитывать расходы на упаковку, эквайринг, доставку, возвраты |
| Маркетплейс | успешная сделка | Рассчитывать экономику отдельно для продавцов и покупателей, учитывать комиссии |
| Подписочный сервис / SaaS | клиент/подписчик | Анализировать Churn rate и up-sell, учитывать расходы на техподдержку и инфраструктуру |
| Услуги в офлайне | клиент/услуга | Оценивать загрузку ресурсов и потери из-за неявки клиентов |
Как применять юнит-экономику на пользу бизнесу
Оценка юнит-экономики — это не подставить в формулу цифры, как на уроке математики, а определить задачу и ее условия, чтобы потом решить ее с помощью формулы.
На базовом уровне важно увидеть соотношение LTV и CAC — понять, как дела в компании: хорошо или плохо.
© «Теперь вы знаете» / создано при помощи нейросети
Но юнит-экономику считают не только для этого.
Она нужна, чтобы ответить на вопросы:
- Сколько времени нам нужно, чтобы увеличить прибыль в 2 раза, если продолжим расти на 10% в месяц?
- Как мы должны расти, чтобы за год увеличить прибыль в 2 раза?
- Что будет, если мы масштабируемся и будем обслуживать в 3 раза больше клиентов?
- Как нам увеличить прибыль на 30% в следующем квартале?
- Текущая стратегия маркетинга работает или ее пора поменять?
Это только часть вопросов, для которых нужно считать юнит-экономику. То есть на практике она будет немного сложнее, чем базовая формула, приведенная выше. В зависимости от вопросов, которые вы задаете, подбираются конкретные наборы данных и метрики.
Найти точку безубыточности
Вместе с оценкой текущего состояния компании через юнит-экономику вы можете увидеть, сколько нужно юнитов, чтобы наконец выйти на безубыточность.
Вводные для расчета:
- Затраты на каждый юнит — 100 рублей.
- Выручка от каждого юнита — 150 рублей.
- Постоянные затраты — 1 000 000 рублей/месяц.
Чтобы рассчитать нужное количество юнитов, используйте формулу «постоянные затраты / (выручка с юнита – затраты с юнита)». Получается 1 000 000 / 150 – 100 = 20 000 шт.
То есть, чтобы выйти на точку безубыточности, вам нужно продавать 20 000 юнитов. Например, чашек кофе.
Преодолеть ловушку роста
Сергей Герштейн через юнит-экономику преодолевает ловушку роста. После анализа юнит-экономики после возможного масштабирования можно увидеть, что, чтобы нарастить количество клиентов, сервису бухуслуг нужно увеличить и число бухгалтеров. А вместе с ними и добавить дополнительные расходы на менеджеров, офис и пр. То есть чем больше клиентов, тем выше затраты на каждого.
Нужно сделать так, чтобы стоимость каждого нового клиента уменьшалась с масштабом. Чем больше клиентов, тем дешевле обходится каждый. Даже если придется вложиться в технологии.
По словам Герштейна, благодаря анализу юнит-экономики команда «Кнопки» уходит из точки с низкими постоянными затратами (офис, базовый софт) и высоким переменными (зарплаты бухгалтеров за каждого нового клиента) в точку, где, наоборот, появляются высокие постоянные зарплаты (платформа, AI, инженеры) и низкие переменные (обслуживание клиента почти бесплатно). После преодоления точки безубыточности каждый новый клиент резко увеличивает маржу. Поэтому есть возможности для роста.
Без вдумчивой оценки юнит-экономики к этому прийти бы не получилось.
Юнит-экономика — это компас, который показывает, куда движется ваша компания. Очень важно ее оценивать перед каждым изменением курса или запуском чего-то нового и после него, чтобы принять взвешенное решение, а не плыть наугад.