В минувшем году, несмотря на ограничительные меры в связи с пандемией коронавируса, Ленинградская область оказалась в числе лидеров среди субъектов РФ по формированию бюджета и привлечению инвестиций. О том, как региону удалось достичь подобных результатов, а также о планах развития «Ленте.ру» в кулуарах Санкт-Петербургского экономического форума рассказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
«Лента.ру»: ПМЭФ — первое масштабное мероприятие после отмены ограничений, связанных с пандемией. Какую корректировку внес коронавирус в экономическую политику региона?
Александр Дрозденко: Для нас это вопрос непростой, потому что мы пошли против тренда. Ленобласть — регион, где объем инвестиций за год пандемии вырос на 61 процент. Почти полтриллиона рублей инвестиций к нам пришло в прошлом году. У нас на 6,5 процента увеличился товарооборот, произошел рост количества предприятий малого и среднего бизнеса, объем производственной продукции также вырос. У нас даже пусть и немного, но увеличились реальные доходы населения. При подведении итогов оказалось, что таких регионов в России, где выросли и социальные, и экономические показатели, всего восемь. И мы в их числе.
То, что меня точно удовлетворяет как губернатора и вызывает чувство гордости, — что сохранили свой план инвестиций иностранные компании. Буквально две недели назад я открывал «Нокиан Тайерс», это один из крупнейших инвесторов, самый большой завод по производству шин, расположенный в Ленинградской области. 17,5 миллиона шин он производит в год. Они открыли в условиях пандемии роботизированный склад, аналогов которому в мире нет. И не только эта компания продолжает инвестировать в область. Видимо, для этого есть совокупность факторов: местоположение, трудовые ресурсы, инженерные коммуникации и, конечно, политика правительства Ленинградской области. Там, где правила игры не меняются, где они понятные и устоявшиеся, туда приходят и инвестируют.
Объявленные изначально планы вы не меняли?
Мы не корректировали ни планы, ни доходную часть бюджета в сторону уменьшения. Да, нам, как и всем регионам, пришлось сократить расходную часть бюджета. Запланированные расходы на ковид, к сожалению, были у всех, суммы измерялись миллиардами рублей, спасибо за помощь из федерального бюджета.
На инфраструктурных проектах это отразилось?
Для нас самый главный инфраструктурный проект связан с логистикой. Дело в том, что мы транзитный регион, Ленинградская область входит в первую транзитную тройку, и мы морские ворота России. Конечно, все, что связано с транспортной логистикой, — это железная и автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередач, новые мосты — все сегодня требует самых больших вложений. Где-то инвестируют естественные монополии, продолжают строиться новые трассы, что очень важно. Но и мы продолжаем инвестировать в инфраструктурные проекты.
Вы рассчитываете на инфраструктурные кредиты, о которых говорил президент?
Конечно, рассчитываем. Более того, мы одними из первых заявили, что у нас есть проекты, прошедшие экспертизу. Таких проектов у нас 37 на старте: школы, детские сады, дороги, инженерные коммуникации и сопутствующие социальные объекты. Все складывается правильно, надеюсь, что мы эти кредиты получим.
Как складывается сейчас ситуация с жилищным строительством, как реализуется программа формирования комфортной городской среды?
Если говорить о городской среде, то, например, город Кудрово признан одним из самых комфортных городов для проживания в Российской Федерации, но недавно Илья Варламов раскритиковал эту оценку. Сколько людей, столько и мнений. Но для нас очень важна рейтинговая оценка. А Министерство строительства и ЖКХ оценило очень высоко, мы заняли первое место именно по качеству реализации проекта «городская среда». И здесь принципиальный момент — что мы софинансируем этот проект, и в очень большом объеме. То есть мы рассчитываем не только на поддержку федерального бюджета, но и на свои силы. И второе — все эти проекты народные. Еще за несколько лет до рождения проекта «Комфортная городская среда» любые проекты по благоустройству мы обсуждали с населением.
Сейчас очень важно рассчитать баланс интересов, чтобы жилье было недорогим и в то же время комфортным и качественным: плотность застройки, наличие парковок, зеленых зон, детских и спортивных площадок, социальной инфраструктуры и так далее.
Пандемия сильно изменила туристические потоки. Что значит для области внутренний туризм?
Я только что подписал два соглашения: с компанией «Колос», которая владеет «Ухта-парком» — это курортная зона под Санкт-Петербургом, о том, чтобы инвестировать 4,5 миллиарда рублей в развитие этой туристической зоны; и с компанией «Горки Гольф клуб» на 600 миллионов рублей. Они тоже будут инвестировать в расширение своего бизнеса. Мы сегодня с партнерами-инвесторами строим причальные стены на наших реках и озерах, потому что развивается водный туризм. Самое главное для нас — что развивается исторический туризм. Нам есть что показать: Ладога, Выборг, Гатчина и многое-многое другое.