Едва вступив в должность, президент Украины Виктор Ющенко дал понять сопредельным государствам, что все их тревоги на почве взаимных дрязг остались в прошлом. Киев, по словам Ющенко, станет "разруливать" все конфликты в соседних регионах на благо не только их участников, но и миллионов украинцев, которым "неуютно живется из-за того, что рядом есть горячие точки". В дальнейшем Украина выразила готовность отправить миротворцев в Абхазию, Южную Осетию и на Голанские высоты, и поскольку эти территории соседями "незалежной" никак не назовешь, складывается впечатление, что Ющенко готов принести мир всей планете.
Хороший украинский план
В феврале на встрече с главами МИД Германии и Польши Ющенко впервые заявил, что у Украины имеется конкретный план урегулирования приднестровского кризиса, который никто не может окончательно погасить ни кнутом, ни пряником уже почти пятнадцать лет. Ранее президент неоднократно заявлял, что Украина как страна-гарант урегулирования приднестровской проблемы готова активизировать свою роль в этом вопросе. В мае Киев обнародовал детали своего плана и, несмотря на ворчание скептиков, этот документ не испустил дух сразу после его публикации, а спустя месяц все еще имеет неплохие шансы быть реализованным. До сих пор несколько проектов урегулирования, выдвигавшихся ОБСЕ и Россией, не увенчались успехом. Последний провал - отклонение Кишиневом в 2003 году предложения России по созданию федерации Молдавии с Приднестровьем - привел к охлаждению отношений между Молдавией и Россией, которое продолжается по сей день.Украина предложила предоставить Приднестровью особый автономный статус в форме республики, при этом полностью войти в состав Молдавии автономия должна за полтора года.
Целью плана, включающего в себя три этапа, на каждый из которых отводится не более шести месяцев, является "реинтеграция Молдавии на основе единства территории и государственной власти, демократического политического устройства". На первом этапе Украина предлагает парламенту Молдавии принять не позднее июля 2005 года закон об основных положениях статуса Приднестровья и провести не позднее октября-ноября под международным контролем выборы в Верховный совет Приднестровья. По плану Украины, единственным субъектом международного права должна оставаться Молдавия, а Приднестровье должно стать республикой в ее составе со своей конституцией, символикой, тремя официальными языками - молдавским, украинским и русским, а также правом устанавливать внешние контакты в экономической и гуманитарной сфере.
На втором этапе новоизбранный Верховный совет Приднестровья делегирует своих представителей в комиссию парламента Молдавии, которая должна разработать закон об особом правовом статусе Приднестровья. Третий этап предполагает "полное урегулирование приднестровской проблемы, правовое обеспечение особого статуса Приднестровья в составе Молдавии". На этом этапе разрабатывается договор между Молдавией, Россией, Украиной и ОБСЕ о гарантиях этого статуса. Договор утверждается парламентом Молдавии, после чего вступает в силу закон об особом статусе Приднестровья, и Верховный совет региона принимает собственную конституцию.
Новый виток урегулирования
Молдавско-Приднестровский конфликт обозначился вскоре после начала распада Советского Союза и самоликвидации Молдавской ССР, которая была закреплена Декларацией о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова, принятой 23 июня 1990 года. Власти Молдавии взяли курс на выход из сферы влияния России, что сопровождалось ростом националистических настроений, закрытием русских школ и вытеснением русского языка. Это спровоцировало создание 2 сентября 1990 года Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. Противостояние между Молдавией и Приднестровьем переросло в вооруженный конфликт, в ходе которого в 1992 году со стороны Приднестровья погибло 284 военнослужащих (с учётом умерших от ранений - 364) и более 600 мирных жителей. Молдавия данные о своих потерях не публиковала. В настоящее время конфликт переведен в форму переговорного процесса при посреднической роли России, Украины, Румынии, ЕС, ОБСЕ и США.
После провала российского плана переговоры по приднестровской проблеме зашли в тупик, а власти Молдавии неоднократно заявляли, что не станут вести их с нынешними лидерами Тирасполя, которых Кишинев называет не иначе как "главарями бандитского режима". В свою очередь, руководство Приднестровья не раз заявляло, что автономия ни при каких условиях не войдет в состав Молдавии. Теперь в Кишиневе схватились за украинский план как за спасительную соломинку - еще бы, ведь он предполагает, что Приднестровье не будет независимым государством ни де-факто, ни де-юре.
В начале июня президент Молдавии, посетив Брюссель и переговорив там с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером, объявил всему миру - альянс поддерживает план Украины, поэтому если точки над "i" в приднестровском споре пока еще и не поставлены, то перо над листом бумаги уже занесено. Воронин подчеркнул, что предложенный Киевом вариант качественно отличается от четырех ранее разработанных проектов. Украинский план, в частности, не предусматривает федерализации Молдавии и является своеобразной "дорожной картой" по разрешению конфликта, отметил Воронин. Схеффер, в свою очередь, не стал касаться внутренних молдавских вопросов, которые, по всей видимости, не являются главной головной болью НАТО, но вскользь заметил, что России хорошо бы подумать над выводом своего контингента из Приднестровья.
Буквально через несколько дней тема, поднятая генсеком альянса, получила продолжение уже в виде заявлений молдавского руководства. 10 июня молдавский парламент принял обращение, в котором говорится, что Россия должна вывести свои войска и вооружение из восточных районов Молдавии, под которыми подразумевается Приднестровская республика, до 31 декабря 2005 года. Ранее на такие категоричные заявления молдавские законодатели не решались, но, почувствовав за спиной поддержку НАТО, до чего только не додумаешься.
Казалось бы, причем здесь пан Ющенко и его план? Все очень просто - заявление парламента появилось в связи с демилитаризацией территории Приднестровья, которую предусматривает украинский план приднестровского урегулирования. Следовательно, остатки российской 14-й армии (1-1,5 тысячи человек) будут выведены из Приднестровья в соответствии с решением, принятым в Киеве. Правда, Тирасполь по-прежнему не горят желанием вливаться в состав Молдавии, а что касается вывода российских войск, то в этом отношении позиция Приднестровья тверда, как рейтинг Туркменбаши - без российских войск в республике опять наступит хаос и прольется кровь. Конечно, в Кишиневе могут прислушаться к этой аргументации, но легко догадаться, кого там могут предложить в качестве замены россиянам - старших друзей из соседней Украины.
Дозволы или не дозволы?
9 июня сотрудники Государственной службы международных автомобильных перевозок Украины без объяснения причин изъяли у транспортных агентов Приднестровья разрешительные документы ("дозволы"), на основании которых осуществлялись ранее регулярные международные пассажирские перевозки из Приднестровья на Украину. Эти "дозволы" выделялись приднестровским перевозчикам Министерством транспорта и связи Украины через Министерство транспорта и дорожного хозяйства Молдавии. Внятного объяснения приднестровская сторона от украинских властей до сих пор не получила. В результате, значительная часть регулярных маршрутов на Украину в настоящее время не выполняется. Это вызывает возмущение как простых пассажиров, так и перевозчиков, которые понесли серьезные убытки.
Остается только догадываться, что означает решение Украины: попытку экономически надавить на Приднестровье для большей сговорчивости Тирасполя или просто сбой бюрократического аппарата. Однако, как заявил начальник управления транспорта Министерства промышленности Приднестровья Вячеслав Мазаев, если в течение недели этот острый вопрос не будет разрешен, Тирасполь предпримет адекватные меры в отношении проезда молдавского транспорта через Приднестровье. Любопытно, что апеллирует приднестровский чиновник к Кишиневу, следовательно, у него есть основания считать Молдавию, а не Украину виновной в создавшейся ситуации.
От Варшавы и до Тбилиси
Я убежден, что миллионам украинцев неуютно живется из-за того, что рядом есть горячие точки, такие как Приднестровье. Думаю, что украинская власть будет проводить последовательную политику – она сможет стать региональным гарантом урегулирования таких конфликтов.
На Всеукраинском собрании представителей местного самоуправления 26 апреля Ющенко обозначил, до каких пределов простираются стратегические интересы Украины. Судя по высказываниям президента, они значительно превышают даже границы Речи Посполитой и Великого княжества Литовского. "Мой план действий, - заявил Ющенко, - как раз и предусматривает - Украина должна быть региональным лидером, как минимум. Впервые об Украине говорят как о лидере в регионе от Варшавы до Тбилиси". По словам президента, Украина должна "принимать на себя новые вызовы, выступать с новыми инициативами и более активно отстаивать свои интересы". Нужно признать, что на волне всеобщего интереса к Украине и ее лидеру во всем мире Ющенко имеет основания полагать, что предпосылки для повышения роли его страны на политической сцене есть, и немалые.
То, что Киев решил послать миротворческие силы на сирийско-израильскую границу, лишь подтверждает намерение Украины набрать политический вес. Гораздо запутанней дело обстоит с влиянием Киева на Кавказе, где Ющенко имеет надежного союзника в лице "маяка демократии" (по Джорджу Бушу) Михаила Саакашвили. Как заявил в апреле министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, в случае необходимости Киев готов отправить солдат "в граничащие с Россией регионы Грузии". Понятно дело, что глава МИД имел в виду Абхазию и Южную Осетию, где сейчас правят бал российские миротворцы. И его слова находят самое живое понимание в Тбилиси, где политики и так на российских военнослужащих смотрят, мягко говоря, косо.
"С украинской стороны есть политическая воля и готовность к участию", - заявил Тарасюк. По словам министра, сейчас обсуждается возможность направления в Грузию миротворцев от стран из "Группы друзей Грузии". В эту группу входят государства Балтии, Польша, Румыния и Украина. Все эти страны, за исключением разве что Румынии, входят в неформальный блок самых рьяных критиков Кремля. Тарасюк заявил также, что интерес к инициативе Киева проявил Европейский Союз, но, по признанию самого Тарасюка, на официальных встречах с грузинской стороной вопрос о миротворцах не поднимался. Очевидно, в Тбилиси решили, что Москву пока не стоит лишний раз дергать, тем более долгая, полная взаимных тычков история с выводом российских баз с грузинской территории пока еще далеко не закончена.
Украина принимает участие в международных миротворческих операциях с 1992 года, направив за этот период в различные точки мира более 20 тысяч своих военнослужащих. На сегодняшний день, по данным Министерства обороны, украинские миротворцы и наблюдатели принимают участие в миссиях ООН в Ираке, Либерии, Конго, Эфиопии, Эритрее, Косово, Сьерра-Леоне и Ливане. Из Ирака украинцы, не страшась гнева Вашингтона, решили уйти, но при этом тут же заявили, что их освободившиеся военнослужащие могут усилить международный контингент в Косово. На Балканах солдаты "незалежной" находятся с 1 сентября 1999 года. Словом, вслед за созданием экономического, пусть пока и неэффективного, рычага воздействия на соседей в виде ГУАМ, в Киеве всерьез задумались над тем, что военное присутствие, как средство политического влияния, тоже не бывает лишним.
Но не забудем, речь идет именно о миротворческих усилиях Киева. А раз так, то усилия Ющенко и его команды можно только поприветствовать троекратным "да", как поется в известной советской песне.