Россия и власть - тема неисчерпаемая. Однако если свести все бесконечное многообразие мнений на этот счет к неким базовым положениям, то последних наберется не так уж много. Например, можно рассматривать Россию в качестве современного европейского государства, внутриполитическая жизнь которого, пусть и с некими поправками на национальный колорит, ничем в сущности не должна отличаться от жизни ее западных соседей. С этой точки зрения, нормой в России является демократический способ правления со всеми присущими ему атрибутами: всеобщими выборами, свободой слова, незыблемыми гражданскими правами, торжеством закона. Сторонники подобного взгляда, если, конечно, в кармане у них не лежит партбилет "Единой России", склонны рассматривать нынешнюю кремлевскую администрацию в качестве своего рода раковой опухоли, которая вредит здоровому организму и погружает его в патологическое, то есть авторитарное, состояние.
Но есть и альтернативная точка зрения. Для ее адептов история России - это многовековая история политического бесправия. В самом деле, утверждают они, подавляющее большинство населения нашей страны до 1861 года находилось в рабстве. Реформа Александра II фактически ничего не изменила в этой ситуации, и некоторые послабления произошли лишь после революции 1905 года. Но и тогда демократические институты не успели набрать силу: вскоре началась Первая мировая война, а следом за ней произошла Октябрьская социалистическая революция и установилась власть Советов, также не добавившая жителям нашей страны вкуса к истинной демократии на западный лад. Наконец, свобода, завоеванная в 1991 году усилиями Бориса Ельцина и защитников Белого дома, принесла России не богатство и процветание, а катастрофическое падение уровня жизни большей части населения, демографический спад, расцвет национализма и сепаратизма, череду кровавых локальных конфликтов.
Иными словами, утверждают сторонники второй точки зрения, россияне никогда не жили при западной демократии, соответствующего политического опыта у них нет, и поэтому демократия им скорее вредна, чем полезна - только дай им свободу, они тут же разнесут страну по кирпичикам. Именно это, мол, мы проходили в 1991-1999 годах, хватит, надоело, хорошо еще, не получилось как в бывшей Югославии. Спасибо Владимиру Путину, а заодно его верным помощникам из числа питерских чекистов, которые помогают нынешнему президенту собирать по частям то, что было бездарно разбазарено Борисом Ельциным и его Семьей. И не дай бог нам снова вернуться во времена "демократической вольницы", когда можно было этак сплеча сказать всей стране: "берите суверенитета столько, сколько хотите". А значит, все так называемые демократические процедуры (совсем без которых, к сожалению, в нынешнем мире уже не обойтись) нельзя пускать на самотек, а необходимо тщательно контролировать из единого властного центра. Управляемая демократия, так сказать, на острие вертикали власти.
Тем более что современная Российская Федерация, как когда-то Советская Россия, снова попала в кольцо фронтов. Точнее - "оранжевых революций", бушующих у самих ее границ. И разговоры о том, что "оранжевые" вот-вот проберутся под стены Кремля, раздаются все настойчивее. А ведь эта угроза самым непосредственным образом связана с такой демократической процедурой, как парламентские или президентские выборы. Значит, именно всеобщие выборы и связанные с ними процедуры по подготовке и организации голосования и подсчету его результатов представляют на сегодняшний день наибольшую опасность для стабильности российского общества.
Именно в таком духе выступил на собравшемся в Москве в четверг, 30 июня, совещании глав региональных избиркомов руководитель президентской администрации Дмитрий Медведев - один из главных идеологов второй точки зрения, признающей нормой для России авторитарный тип правления, а западную демократию - этакой привнесенной извне лихорадкой, очень опасной для здоровья государственного организма. Сам факт того, что чиновник столь высокого ранга посетил рабочее совещание глав местных избирательных комиссий, да еще за два с лишним года до ближайших всеобщих выборов, говорит сам за себя.
Совещание открыл глава Центризбиркома Александр Вешняков, который по сути отчитался о ходе текущей крупномасштабной избирательной реформы. Вообще-то ведомство господина Вешнякова прямого отношения к так называемому "большому" президентскому законопроекту, который предусматривает внесение изменений и дополнений в действующее избирательное законодательство, не имеет - утверждать его все равно должны депутаты, которые и сделали это во втором чтении 29 июня. Но поскольку именно Центризбиркому впоследствии предстоит проводить все эти поправки в жизнь, то глава этого органа решил заранее ознакомить присутствующих с их содержанием.
Речь идет о мерах, направленных, если коротко, к одной главной цели - укрупнению, усилению и сплачиванию партий, каждые четыре года посылающих своих представителей в парламент страны. Во-первых, отныне Госдума будет формироваться исключительно на основе партийных списков - так называемые депутаты-одномандатники, составлявшие ранее половину действующего состава нижней палаты парламента, уходят в прошлое. Во-вторых, поправки вводят запрет на формирование избирательных блоков на выборах всех уровней. В-третьих, вместо старого пятипроцентного барьера для прохождения партий в парламент вводится новый, более строгий, - семипроцентный.
Анализ "цветных революций" в ряде стран СНГ показывает, что одна из их причин - потеря доверия общества к органам, обеспечивающим проведение выборов.
Это главные положения президентского законопроекта. Есть еще и "мелкие": так, депутаты разрешили избирателям голосовать, как и прежде, "против всех" (но это на всеобщих выборах, а на региональных вопрос о пресловутой графе будут решать сами региональные парламенты); партии, преодолевшие на всероссийских выборах четырехпроцентный барьер, станут получать от государства финансовую поддержку в десятикратном размере по сравнению с остальными; депутатам во время работы парламента под страхом исключения из Госдумы запретят переходить из одной партийной фракции в другую. Еще Вешняков не упомянул об отмене прямых губернаторских выборов, но она и не входит в предлагаемый законопроект.
Поскольку в зале присутствовали не только члены избиркомов, но и представители практически всех ветвей российской власти, то отдельные оппозиционные депутаты не удержались и задали господину Вешнякову неудобный вопрос: а можно ли считать поправки в избирательное законодательство, предложенные президентом, по-настоящему демократическими? Можно, ничтоже сумняшеся ответил Александр Альбертович. Посмотрите, мол, что совсем недавно произошло с блоком "Родина" и его депутатской фракцией, - именно во избежание подобных некрасивых случаев и принимается нынешний законопроект.
И еще, добавил Вешняков, поправки нужны для усиления роли избирательных комиссий всех уровней - ведь именно их слабость послужила, по мнению главы российского ЦИКа, главной причиной "оранжевых" революций в странах СНГ - дескать, там избиратели выходили на улицы, так как не могли дождаться, когда местные избиркомы посчитают бюллетени и объявят хоть какой-то результат выборов. Кроме того, Александр Вешняков предложил строже наказывать тех ответственных работников, которые оказываются уличены в явной фальсификации результатов выборов.
На протяжении последних десяти лет политическая жизнь в России не раз показала, что без эффективной, сбалансированной партийной системы институт выборов не сможет в полной мере раскрыть свой потенциал, потенцил демократического развития... на формирование такой развитой партийной сиситемы и повышение реальной политической конкуренции и были направлены последние законодательные инициативы президента РФ.
Вот тут-то на помощь главе Центризбиркома и пришел глава президентской администрации. Дмитрий Медведев, взяв слово, всячески поддержал мысль о том, что именно нерасторопность тех, кто обязан вести подсчет голосов, может "послужить источником дестабилизации ситуации в стране". А значит, залог успешного проведения выборов - скорость, с которой будут осуществляться подсчеты, а население - информироваться о результатах голосования. В связи с этим Медведев призвал глав региональных избиркомов активнее использовать ресурсы ГАС "Выборы". А также, вслед за Вешняковым, - строже пресекать любые поползновения к фальсификации выборов. "Вплоть до уголовной ответственности", - уточнил он.
Дальнейшие рассуждения господина Медведева были выдержаны в духе уже упомянутой политической теории, и главным их лейтмотивом стала мысль о том, что всеобщие выборы - это очень сложный, ответственный и по сути опасный период в истории России, и поэтому к предотвращению всех возможных угроз надо готовиться заранее.
Действительно, администрация президента, где готовился "большой" президентский законопроект, не сидела сложа руки. Очевидно, что все поправки в действующее избирательной законодательство направлены на то, чтобы лишить политическую жизнь страны динамики и подвижности, сделать разрыв между теми политическими элитами, которые уже успели закрепиться "наверху", и новыми силами, выступающими "снизу", непреодолимым. Уже сегодня действующие партии России мало что могут противопоставить, например, "Единой России", которая пользуется всей мощью административного ресурса. А ведь когда новые поправки обретут силу закона (по мнению Вешнякова, это может случиться еще до конца июля), и так невеликое количество партий, представленных сегодня в Госдуме собственными фракциями (четыре), сократится еще больше. Например, до трех. Или до двух - так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, также присутствовавший на заседании работников избиркомов, прямо предложил ввести в России двухпартийный парламент.
Конечно, порядок в избирательной системе - это хорошо. И отделение действительно многочисленных партий, представляющих реальные политические интересы избирателей, от партий-однодневок, которые пробираются в парламент, пользуясь дырами в избирательном законодательстве, - это тоже, несомненно, хорошо. Но представить себе, что все многообразие политических мнений в современной России укладывается в два-три и даже четыре прокрустовых направления, довольно трудно. Демократия на то и демократия, чтобы большая часть дееспособных граждан страны могли непосредственно и эффективно участвовать в ее политической жизни. А то, что предлагают последние поправки к избирательному законодательству, преследует совсем иную цель - удержать большую часть населения на как можно более далеком расстоянии от реальных рычагов управления страной.
Но, может, это и хорошо. А то ведь самые последние опросы населения, проведенные Аналитическим центром Левады, показывают, что уже более 11 процентов россиян готовы были бы проголосовать за кандидатуру Михаила Ходорковского, если бы он вдруг каким-то образом принял участие в следующих президентских выборах. А это все-таки многовато даже с точки зрения обитателей Старой площади, которые всерьез считают себя спасителями России и думают, будто "оранжевые революции" происходят из-за нерасторопности отдельных членов ЦИКа.
Дмитрий Иванов