Доклад, опубликованный известной правозащитной организацией Human Rights Watch по итогам 2005 года, удивителен тем, что едва ли не впервые за последние годы самые серьезные обвинения в нарушении прав человека прозвучали в адрес оплота западной демократии - Соединенных Штатов Америки. Впрочем, это не означает, что международные правозащитники забыли про Россию. Lenta.Ru предлагает читателям собственный перевод соответствующей главы доклада, посвященной нашей стране.
Россия
В 2005 году, после того как ряд политических инициатив, выдвинутых президентом Владимиром Путиным вслед за терактом в бесланской школе, приобрели статус закона, Россия еще больше сползла в сторону авторитаризма. В ноябре Государственная Дума приняла в первом чтении драконовский законопроект, который, если он вступит в действие, существенно ограничит возможности некоммерческих организаций (НКО) в России.
Вооруженный конфликт в Чечне продолжается с прежней силой. В марте 2005 года наблюдатели Human Rights Watch пришли к выводу, что исчезновения людей, к которым причастны российские войска и их местные союзники, приняли в этой республике настолько широкий и систематический характер, что о них можно говорить как о преступлениях против человечества.
В 2005 году российское правительство предприняло хоть и скромные, но важные шаги для разрешения ряда закоренелых проблем, связанных с нарушением прав человека в стране. К ним относится, в частности, жестокое обращение с новобранцами в армии, в результате которого десятки человек ежегодно погибали от рук сослуживцев и сотни доходили до самоубийства.
Северный Кавказ
События, произошедшие в этом регионе в 2005 году, продемонстрировали, что российское правительство по-прежнему не способно установить прочный мир в Чечне и соседних с ней республиках. Жертвами этого конфликта ежедневно становятся все новые и новые гражданские лица.
Наиболее характерным видом преступлений против личности там остается насильственное похищение людей. По оценкам местных правозащитников, за период с 1999 года бесследно "исчезло" от двух до пяти тысяч человек, причем 140 человек, по официальным российским данным, были похищены за первые девять месяцев 2005 года. Обычно подобные похищения происходят по одному и тому же сценарию. Их жертвами в подавляющем большинстве случаев становятся мужчины в возрасте от 18 до 40 лет, всегда - невооруженные. Похитителями как правило являются люди, в которых легко узнать военнослужащих российской армии или представителей промосковских чеченских вооруженных формирований. Большинство "исчезновений" связаны с двумя стандартными ситуациями: это либо широкомасштабные рейды российских войск, во время которых солдаты блокируют и систематически, дом за домом, обыскивают деревни и города, либо ночные проверки, проводимые выборочно по определенным адресам. Центральные российские власти, давно извещенные о масштабах и характере подобных похищений, почти ничего не делают для того, чтобы положить им конец.
В соответствии с политикой "чеченизации" конфликта в республике значительно возросла роль промосковски настроенных чеченских вооруженных формирований, возглавляемых Рамзаном Кадыровым. В течение 2004 и 2005 годов их представители постепенно вытеснили российских солдат в качестве главных виновников насильственного исчезновения людей. В их распоряжении имеются собственные тюрьмы, совершенно неподконтрольные официальным пенитенциарным ведомствам, в которых содержатся, зачастую в невыносимых условиях, сотни человек. Чеченская милиция также несет ответственность за предосудительную практику захвата в заложники родственников лидеров сепаратистов с целью склонить последних к капитуляции. Кремль не только терпит подобные способы наведения порядка, но и всячески поощряет их, назначив Рамзана Кадырова вице-премьером Чеченской республики и присвоив ему звание Героя России.
Чеченские мятежники, в свою очередь, также продолжают вопиющим образом нарушать права человека. После того как в марте был убит лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов, другие полевые командиры развернули кампанию насилия против гражданских служащих и представителей правоохранительных органов как в самой Чечне, так и в соседних с ней Дагестане и Ингушетии.
Лишь в редких случаях уголовные дела, заведенные против военнослужащих и милиционеров, обвиняемых в жестоком обращении с гражданами Чечни, доходят до суда. Так, в марте 2005 года суд признал сотрудника милиции Сергея Лапина виновным в нарушении прав Зелимхана Мурдалова и приговорил его к одиннадцати годам тюрьмы. В двух других случаях присяжные вынесли оправдательный приговор военнослужащим, обвиняемым в убийстве девяти человек. Однако в большинстве случаев, связанных с серьезными преступлениями против личности, военные и гражданские прокуроры вообще не проводят надлежащего расследования. Подчас они даже не опрашивают свидетелей. Не имея возможности защитить свои права в России, сотни жертв подобных преступлений обратились с исками в Европейский суд по правам человека.
Драматичным примером роста нестабильности на Северном Кавказе стали столкновения между сотрудниками правоохранительных органов и мятежниками в Кабардино-Балкарии. 13 октября 2005 года крупный отряд вооруженных боевиков напал на отделения милиции, аэропорт и правительственные здания Нальчика (столицы республики), захватив в заложники несколько человек. По некоторым данным, жертвами этого столкновения стали более 130 человек, включая как минимум 44 гражданских лица и местных милиционеров. Хотя чеченский лидер Шамиль Басаев взял на себя ответственность за это нападение, большинство боевиков оказались жителями Нальчика.
Политические права и свободы
В 2005 году российские власти добились законодательного одобрения сразу нескольких политических инициатив, которые усилили власть президента Путина. По новым законам граждане лишись права выбирать себе губернаторов и голосовать за парламентских кандидатов от одномандатных округов; партии, желающие участвовать в выборах, оказались вынуждены подчиняться более строгим правилам регистрации, а минимальмный порог, который им нужно преодолеть для того, чтобы пройти в Государственную Думу, был увеличен с 5 до 7 процентов голосов.
Также, согласно новым законам, кандидатов в губернаторы для всех российских регионов теперь выдвигает президент страны. Местные законодатели имеют право отвергнуть их, но в случае, если это произойдет три раза подряд, президент может распустить парламент. В 2005 году президент Путин предложил более тридцати кадидатов в главы различных российских регионов, и все они были без проволочек одобрены местными парламентариями.
Все эти изменения в избирательном законодательстве, скорее всего, приведут к тому, что состав следующей Государственной Думы будет еще более монолитным, чем в нынешней. Отмена одномандатных округов лишит места в парламенте многих независимых депутатов. Новые правила также требуют, чтобы политическая партия, претендующая на избрание в Думу, насчитывала как минимум пятьдесят тысяч членов.
Когда Михаил Касьянов, бывший премьер-министр страны, намекнул, что мог бы баллотироваться в президенты на предстоящих в 2008 году выборах, российские правоохранительные органы внезапно начали расследовать некие нарушения, предположительно допущенные им в то время, когда он возглавлял правительство. Уголовное преследование Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, бывшего главы и крупнейшего акционера нефтяной компании "ЮКОС", закончилось обвинительным приговором и восьмилетним тюремным сроком для каждого из них. Многие наблюдатели согласны с тем, что Ходорковский и Лебедев были осуждены потому, что Кремль усмотрел в них источник политической угрозы.
Правозащитная деятельность
Давление на НКО в 2005 году усилилось. Новый законопроект, уже прошедший в ноябре первое (из трех необходимых) чтение в Государственной Думе, принципиально расширит полномочия государственных структур, позволив им вмешиваться в деятельность НКО и даже запрещать зарубежные организации, действующие на территории России. На момент написания данного доклада судьба этого законопроекта еще не определилась.
НКО, защищающие права человека в Чечне, в 2005 году подверглись значительному давлению. Сами эти организации, их лидеры и люди, с которыми они работали, подвергались административному и юридическому преследованию, а в наиболее экстремальных случаях становились фигурантами уголовных дел, подвергались угрозам физической расправы и насилию. Так, российские власти завели два уголовных дела против Общества российско-чеченской дружбы по обвинениям в разжигании расовой ненависти и нарушении правил налогообложения. В случае, если суд признает его вину, директор общества Станислав Дмитриевский может получить пять лет тюрьмы.
Хотя преследования, которым подвергались оппозиционные НКО за пределами Чечни, были менее жестокими, обстановка, в которой им приходилось работать в 2005 году, резко ухудшилась. Чиновники как федерального, так и местного масштаба не раз выступали с заявлениями, направленными против этих организаций. В одних регионах представители власти, чтобы закрыть определенные НКО, пускали в ход законы, направленные на борьбу с экстремизмом, а в других чиновники манипулировали правилами регистрации или прибегали к избирательным налоговым проверкам для давления на неугодные им организации.
Решение застарелых проблем
В 2005 году российское правительство предприняло ряд весьма умереных шагов для решения наболевших проблем с обеспечением прав человека, нарушаемых крупными государственными структурами. Однако для решительного исправления ситуации в данной области этих мер явно недостаточно. Пытки и невыносимые условия содержания в местах предварительного заключения, бюрократизация деятельности детских домов и недостаточная забота о сиротах, бесчеловечное обращение с пациентами психиатрических лечебных заведений остаются широко распространенными и бесконтрольными в России.
Министерство обороны подписало меморандум о взаимопонимании с уполномоченным по правам человека при президенте РФ, признав его право осуществлять контроль за соблюдением прав человека на военных объектах. Министерство также объявило, что начинает регулярную публикацию сведений о количестве погибших военнослужащих. Несмотря на эти позитивные шаги, в российских вооруженных силах по-прежнему процветает практика жесткого преследования новобранцев. По данным МО, в течение первых девяти месяцев 2005 года тринадцать человек погибли в результате издевательств со стороны сослуживцев и еще двести новобранцев покончили жизнь самоубийством.
Правительственные меры по борьбе со СПИДом и ВИЧ-инфекцией отличались противоречивым характером. Хотя высокопоставленные чиновники в прошедшем году уделяли этому вопросу гораздо больше внимания, чем раньше, и добились увеличения соответствующих бюджетных ассигнований, отмена принятых в 2004 году поправок в Уголовный кодекс, определяющих минимальную разовую дозу наркотических веществ, поставила под угрозу всю работу по профилактике распространения ВИЧ-инфекции. Уголовное преследование, введенное за хранение минимальной разовой дозы наркотических веществ, отпугивает наркоманов от обращения в центры профилактики СПИДа, где они могут подвергнуться жестокому обращению со стороны милиции и аресту. Кроме того, попав в тюрьму за хранение наркотиков, они подвергаются повышенному риску заразиться СПИДом или умереть от обострения уже имеющейся у них ВИЧ-инфекции.
Ключевые международные фигуры
Хотя в 2005 году многие мировые лидеры выражали обеспокоенность по поводу тех перемен, которые произошли в политической жизни России после Беслана, они в то же время продолжали оказывать теплый прием и поддержку российскому президенту. Федеральный канцлер Германии Герхард Шредер и президент Путин приезжали лично поздравить друг к друга с днем рождения, а премьер-министр Италии Сильвио Берлускони с похвалой отзывался о Путине как о "настоящем демократе". Представители Евросоюза и Соединенных Штатов во время встреч с высокопоставленными российскими лидерами не были последовательны, критикуя ухудшившуюся ситуацию с обеспечением прав человека в этой стране.
Лишь немногие международные организации громко заявили о своей обеспокоенности тем, что для независимой политической деятельности в России остается все меньше места. Парламентская Ассамблея Совета Европы выступила с критикой приговора, вынесенного Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, заявив, что "обвинение вышло за рамки простого установления истины, поставив перед собой такие цели, как ослабление прямого политического оппонента, запугивание других богатых предпринимателей и приобретение контроля над стратегическими экономическими активами". Европейский банк реконструкции и развития, разработавший новую стратегию своих отношений с Россией, отметил, что в этой стране продолжается концентрация власти в руках исполнительных структур, и заявил в этой связи, что "в отсутствие активного гражданского общества и активных политических дебатов в парламенте разнообразие взглядов среди избирателей не способно влиять на политические процессы в стране".
Критика действий России в Чечне остается невнятной. Международное сообщество продолжает призывать к мирному разрешению конфликта, но не выдвигает ясных инициатив, которые способствовали бы установлению на Северном Кавказе долгосрочного мира. В отличие от предыдущих лет, в 2005 году Евросоюз так и не сумел предложить Комиссии ООН по правам человека согласованную резолюцию, в которой бы выражалась озабоченность по поводу положения дел в Чечне. Россия продолжает отказывать специальным представителям ООН по проблемам пыток и внесудебных расправ в праве въезда на территорию этой республики.
Парламентская Ассамблея Совета Европы продолжает критиковать преступления, совершаемые как российскими войсками и их местными союзниками, так и чеченскими сепаратистами. Комитет по предотвращению пыток при Совете Европы в седьмой раз посылал в Чечню своих представителей в декабре 2004 года, но российское правительство не разрешило ему предать гласности итоговый отчет. В феврале 2005 года Европейский суд по правам человека признал российское правительство виновным в нарушении права на жизнь и запрета на пытки в связи с делом о смерти нескольких граждан Чечни, которые в 1999 и 2000 годах погибли от рук российских военнослужащих.
Human Rights Watch, из отчета за 2005 годПеревод с английского Lenta.Ru