Региональные элиты под ударом Сенатор от Калмыкии оказался замешан в коррупционном скандале в Счетной палате

В пятницу 2 июня в офисе авиакомпании "Трансаэро" были задержаны главный бухгалтер Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества Игорь Арушанов и вице-президент этой ассоциации, сенатор от Калмыкии Левон Чахмахчян. Задержание стало одним из эпизодов масштабного расследования коррупции в Счетной палате, где работает зять Чахмахчяна. Сенатор вскоре был освобожден, поскольку обладает неприкосновенностью, но уже на следующий день спикер Совета Федерации попросил хурал Калмыкии досрочно прекратить его полномочия и тем самым лишить его иммунитета.

Председатель совета директоров "Трансаэро" Александр Плешаков пригласил Чахмахчяна как вице-президента Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества к себе в офис в пятницу, чтобы обсудить перспективы вступления авиакомпании в ассоциацию. Предполагалось обговорить, в частности, рекламную кампанию "Трансаэро" в Армении. Вместе с Чахмахчяном пришел главный бухгалтер ассоциации Игорь Арушанов.

При встрече Чахмахчян и Плешаков обменялись сувенирами. В разговоре Плешаков затронул тему недавней проверки "Трансаэро", проведенной Счетной палатой. Он заметил, что отчет, составленный по итогам этой проверки, содержит, по его мнению, необъективные данные, и попросил Чахмахчяна как члена Совета Федерации оказать авиакомпании содействие.

В Счетной палате помощником аудитора работает зять Чахмахчяна Армен Оганесян. Как впоследствии выяснилось, он находился в разработке ФСБ по подозрению в коррупции.

Заканчивая разговор, Плешаков предложил Арушанову взять из-под его письменного стола портфель. Чахмахчян, по его словам, к портфелю не притрагивался, о его содержимом не знал (предполагал, что в нем лежит один из тех самых сувениров, которыми они обменивались с бизнесменом) и даже не видел, брал ли его Арушанов. Когда он вышел из кабинета Плешакова в приемную, его там ждали сотрудники ФСБ.

По словам Чахмахчяна, они вели себя по отношению к нему грубо, в частности, позволяли себя националистические высказывания. На его заявление, что он является членом Совета Федерации и обладает неприкосновенностью, они ответили, что удостоверение он купил на рынке. В портфеле, который Арушанов, видимо, все-таки взял, обнаружились 300 тысяч долларов, причем купюры были меченые. В Генпрокуратуре впоследствии заявили, что это был лишь первый транш взятки, общая сумма которой должна была составить полтора миллиона долларов.

Портфель с 300 тысячами долларов, изъятый при задержании Чахмахчяна и Арушанова. Кадр оперативной съемки, предоставленный Первым каналом

Портфель с 300 тысячами долларов, изъятый при задержании Чахмахчяна и Арушанова. Кадр оперативной съемки, предоставленный Первым каналом

Lenta.ru

Чахмахчян и Арушанов были задержаны. Два с половиной часа спустя личность первого была установлена, и его отпустили. Он успел на общее собрание членов Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества, которое избрало его президентом.

Что касается Арушанова, то он, как стало известно из пресс-релиза Генеральной прокуратуры, обнародованного в понедельник, арестован. Зять Чахмахчяна, сотрудник Счетной палаты Оганесян также арестован. В ближайшее время им предъявят обвинение по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса России (мошенничество, совершенной организованной группой либо в особо крупном размере), говорится в сообщении Генпрокуратуры.

Однако для калмыцкого сенатора задержанием и последующим освобождением дело не кончилось. В понедельник пресс-служба спикера Совета Федерации Сергея Миронова распространила сообщение о том, что Миронов направил в законодательное собрание Калмыкии представление о досрочном прекращении полномочий Чахмахчяна. По закону, спикер не обязан сообщать о том, что побудило его обращаться с такой просьбой. Он и не сообщил.

Чахмахчян выразил свое крайнее возмущение случившимся. По его словам, председатель совета директоров "Трансаэро" организовал против него провокацию. Впрочем, зачем это ему могло понадобиться, Чахмахчян не уточняет. Задержание своего зятя он назвал частью направленной против него кампании.

Преседатель Счетной палаты Сергей Степашин. Кадр телеканала

Преседатель Счетной палаты Сергей Степашин. Кадр телеканала "Россия"

Lenta.ru

В понедельник председатель Счетной палаты Сергей Степашин подтвердил, что именно он стал инициатором крупномасштабного расследования коррупции в своем ведомстве. Сначала он поручил службе собственной безопасности палаты провести внутреннее расследование. Когда же выяснилось, что в ведомстве действует целая организованная преступная группа коррупционеров, соответствующие материалы были направлены в ФСБ.

Преступники, как было установлено в ходе расследования, занимались тем, что за взятки изымали из отчетов Счетной палаты о проверках компаний определенные сведения.

Тектонический сдвиг

В Москве и в Элисте уже заговорили о том, что атака на Чахмахчяна является фактически атакой на президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Как пишет "Коммерсант", Чахмахчяна и Илюмжинова связывают приятельские отношения. В 2002 году Чахмахчян поддержал Илюмжинова на выборах президента Калмыкии, которые он выиграл вопреки воле Кремля. В 2004 году Илюмжинов, в свою очередь, всячески содействовал избранию Чахмахчяна представителем калмыцкого парламента в Совете Федерации.

На этом посту Чахмахчян, по словам калмыцких депутатов, зарекомендовал себя как опытный политик, имеющий обширные связи. Что касается опыта, удивляться не приходится: Чахмахчян закончил Высшую партийную школу, в советское время работал в партийных органах Армении, позже перебрался в Россию, где после распада СССР занимал различные должности в аппарате президента и в правительстве.

Казалось бы, Счетная палата стала всего лишь очередным российским властным органом, в котором прошла кампания по чистке рядов. Однако тот факт, что в скандале оказался замешан член Совета Федерации, заставляет вспомнить о другой чистке, гораздо более масштабной.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Кадр телеканала

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Кадр телеканала "Россия"

Lenta.ru

В конце мая - начале июня Сергей Миронов ценой немалых усилий добился досрочного прекращения полномочий четверых сенаторов: Бориса Гутина (Ямало-Ненецкий АО), Игоря Иванова (Приморский край), Александра Сабадаша (Ненецкий автономный округ), Аркадия Саркисяна (Хакасия). Претензии к ним были одни и те же: они нарушали парламентскую дисциплину, в частности, крайне редко присутствовали на заседаниях Совета Федерации. Кроме того, Сабадаша обвинили в деятельности, несовместимой со статусом сенатора (ему принадлежит ряд ликеро-водочных заводов, где в течение нескольких дней шли обыски, пока региональные и федеральные законодатели решали судьбу их владельца). Сабадаш стал первым в российской истории, кого лишили статуса сенатора с такой формулировкой.

Кроме того, 23 мая был арестован по обвинению в имущественных преступлениях губернатор Ненецкого автономного округа (того самого, который представлял в Совфеде Сабадаш) Алексей Баринов. Тут же последовали уверения со стороны региональных властей, что арест Баринова не связан с его деятельностью на губернаторском посту, а все обвинения относятся к периоду его работы в руководстве компании "Архангельскгеодобыча".

Отстранение от должности сенатора не прошло даром и для Хакасии. Генпрокуратура начала масштабную проверку в правительстве республики, на допрос был вызван в том числе глава региона Алексей Лебедь. Он, по некоторым данным является фигурантом нескольких уголовных дел.

25 мая прокуратура Челябинской области предъявила вице-губернатору Константину Бочкареву обвинение в превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия. Его обвиняют в присвоении бюджетных средств, выделенных на покупку картин Шишкина, Верещагина и других крупных русских художников XIX века. Произведения искусства ныне украшают загородную резиденцию губернатора области Петра Сумина. В челябинских политических кругах считается, что губернатор Сумин оставит свой пост после достижения 60 лет, то есть летом 2006 года. "Картинное дело" рассматривается как начало активной борьбы за власть в регионе.

30 мая был задержан, а 3 июня арестован мэр Волгограда Евгений Ищенко, которого обвинили в превышении должностных полномочий и в незаконном участии в предпринимательской деятельности. Представитель волгоградской прокуратуры рассказал, что на неправедно нажитые средства Ищенко собирался купить ни много ни мало один из Мальдивских островов. 2 июня Арбитражный суд Самары привлек в качестве ответчика по делу о приватизации Дворца спорта ЦСК ВВС, которую прокуратура считает незаконной, мэра города Георгия Лиманского.

Видимо, это и есть та самая крупная антикоррупционная кампания, которую президент Путин обещал в своем послании Федеральному собранию 10 мая. Генеральный прокурор Владимир Устинов, комментируя громкие дела против региональных чиновников, с которых начиналась кампания, говорил, что будут новые коррупционные скандалы и разоблачения. Впрочем, он сам был освобожден от должности 2 июня. Учитывая, что Генпрокуратура под руководством Устинова исправно исполняла функцию одного из главных проводников воли верховной власти, эта отставка выглядит тем более странной в разгар столь масштабной кампании. Впрочем, президент Путин славится своими "рокировочками" не меньше, чем его предшественник - на свой лад, конечно.

Иван Грушин

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше